Rambler's Top100
Стр.:   1   2   3  


биография ::..




Часть III. "Я - киноактер"

Тем не менее в начале 60-х Кейн, здраво оценивая достигнутое за семь лет, всерьез подумывал о том, чтобы найти себе работу поприличнее. Шон Коннери, уже ставший для всего мира Джеймсом Бондом, уговаривал друга повременить с решением: еще чуть-чуть, и он сможет продвинуть Майкла в один из фильмов со своим участием. Кейн мало на это рассчитывал, но все получилось даже лучше, чем он мог ожидать.

Вдохновленный популярностью Бонда, один из продюсеров фильма Гарри Зальцман решил создать альтернативную бондиану "для бедных" - шпионскую серию, где действовал бы не ироничный герой-любовник, а кокни из низших слоев общества, делающий подчас грязную, но нужную работу. Michael Caine / Майкл КейнКандидатов на роль главного героя - Гарри Палмера - пока не было, и Зальцман подумывал устроить конкурс. Но, услышав о проекте, Коннери убедил его посмотреть своего друга, "способного сыграть кокни, как никто другой". Продюсер согласился больше из вежливости, но, увидев несколько импровизаций Кейна, изменил свое мнение и решил заключить с ним контракт. Ставя свою подпись на бумаге, Майкл онемел от счастья: по контракту за несколько фильмов о Палмере он получал пятьдесят тысяч фунтов!
     "Зальцман сказал мне, что сделает из меня "звезду" международного уровня, но я этих слов уже не слышал - у меня перед глазами плыли цифры..."

Продюсеру надо было отдать должное: свое слово он сдержал. "The Ipcress File (Икспресс файл)" стал сенсацией в 1965 году - не такой громкой, как Бондиана, но все-таки ощутимой. А уже следующий фильм с Кейном - "Alfie (Альфи)" 1966 года - обеспечил актеру признание критики на самом высоком уровне и даже номинацию на Оскар. Герой фильма Альфи Элкинс, задумавшийся, в конце концов, над смыслом своей бессмысленной жизни, создал Майклу Кейну репутацию одновременно и популярного актера и хорошего, что случается не часто. Одни увидели в нем златокудрого чаровника с девичьими ресницами и неотразимой улыбкой, другие - актера полифониста, искусно игравшего напускную искренность, прикрывающую мужское коварство, которое, в свою очередь, лишь прикрывает наивность и потерянность юнца. Майкл был безумно благодарен американцам: в то время, как британская критика не хотела даже замечать "выскочку Кейна", американцы писали о нем не просто благожелательно, а часто с восторгом.

Существует такое особое актерское качество - внутренний аристократизм, внутреннее благородство. Оно очень часто присуще актерам совсем не аристократического происхождения. Майкл Кейн в особой степени обладает этим удивительным внутренним благородством и аристократизмом. Играл он самые разные роли, много и как бы даже не особенно разборчиво. Но каждый раз успех к нему приходил, когда он играл для себя, простого английского паренька из рабочего класса, совершенно неожиданные роли.

В середине 60-х Майкл Кейн в комедии "The Wrong Box (Не тот ящик)" играл романтического влюбленного, в комедии 69-го года "The Italian Job (Ограбление по-итальянски)" - обаятельного жулика-кокни Чарли Крокера, в 1972 году Кейн сыграл в паре с Лоуренсом Оливье сразу две роли в одном фильме "Sleuth (Сыщик)" - молодого авантюриста и пожилого полицейского. За этот фильм он был номинирован на Оскар, но и на этот раз не получил награду.

В 1975 году было две абсолютно непохожих роли: тонкого, интеллигентного мужа взбалмошной Гленды Джексон в интригующем фильме "The Romantic Englishwoman (Романтичная англичанка)", и веселого, бесстрашного авантюриста Пича Карнехана в великолепном актерском дуэте с Шоном Коннери в экранизации рассказа Киплинга "The Man Who Would Be King (Человек, который хотел быть королем)", поставленной американским режиссером Джоном Хьюстоном. Роль в фильме Хьюстона, образцовой экранизации такого непростого для кинематографа автора, как Редьярд Киплинг, считается одной из лучших у актера.

В 1977 году Кейн, в роскошном ансамбле мировых кинозвезд, сыграл крошечную эпизодическую роль генерал-лейтенанта Лэнглоу в замечательной военной эпопее Ричарда Атенборо "A Bridge Too Far (Мост слишком далеко)". В 1983 году он сыграл роль профессора, правда, алкоголика в фильме "Educating Rita (Воспитание Риты)", снова был номинирован на Оскара, и опять - не судьба.

Michael Caine / Майкл КейнВообще же, в 70-х годах актер уже брал все, что ему предлагали. В Америке многие думали, что Майкл Кейн просто "пошел по рукам" и кончился как большой актер. Но нет, время от времени, он вдруг появлялся с такой работой, что все замирали от восторга. И все снова начинали говорить: "Нет, нет, он знает, что он делает".

В свое время, в киноэпопее "A Bridge Too Far (Мост слишком далеко)" о трагически-неудачной военной операции союзников в 1944 году, где согласились играть многие знаменитые американцы, отказался участвовать Стив Маккуин. Почему? Он сказал, что берет только роли, дающие ему статус звезды. А работа в ансамбле его не интересует. Майкл Кейн исповедует прямо противоположные взгляды:
      "Вы знаете, это мое определение разницы между кинозвездой и киноактером. Кинозвезда, получив сценарий, думает, как я могу изменить этот сценарий под себя. А киноактер думает, как я могу изменить себя под киносценарий."

Такие слова может о себе сказать большинство английских, и вообще, европейских актеров. Этим они сильно отличаются от американских. Почти каждый американец, начинающий путь актера, надеется стать звездой. И каждый шаг своей карьеры они делают именно ради приближения этой заветной цели. У англичан совершенно другая традиция. Цель и мечта начинающего английского актера - стать актером замечательным. В силу этой традиции великие английские актеры Лоурен Оливье, Джон Гилгуд, Алек Гинес, Ральф Ричардсон играли сотни мелких, второстепенных и третьестепенных ролей просто потому, что в данный момент их предлагали. Это была актерская работа, и актеры ее выполняли. И Майкл Кейн абсолютно вписывается в эту традицию. Американский актер в статусе звезды или потенциальной звезды редко делает что-нибудь подобное. Он скажет: "Нет. Я не буду играть третьестепенную маленькую роль. Потому что это испортит мой имидж".

Michael Caine / Майкл КейнПримечательным фактом является то, что даже в плохих фильмах Майкл Кейн делает из своих ролей шедевры. Одна из главных черт Кейна - бесспорность его таланта. Его невозможно не любить. Он выпустил фильм "Майкл Кейн об актерской игре" - чрезвычайно поучительная работа, показывающая, какое это тонкое искусство - играть естественность. Эта лента приоткрывает секрет актера, который может сыграв эпизодическую роль, оставить большее впечатление, чем весь остальной фильм.

В своей автобиографии "What's It All About?" Майкл Кейн с удовольствием вспоминает свои маленькие роли. Он пишет шутливо о роли в фильме "A Bridge Too Far (Мост слишком далеко)":
     "Я там с наслаждением играл без слов. Просто стоял во главе танковой колонны, невозмутимый и бесстрашный. Типичный я".

Тем не менее, у героя Кейна в этом фильме есть одна реплика, которую они очаровательно обыграли с другим гигантом английского кино Эдвардом Фоксом. Герой Фокса, старший по званию, отправляет героя Кейна, по заданию командования, на практически безнадежную операцию. "Удачи, Джо!", - кричит он на прощание Кейну. Потом, посмеиваясь, спрашивает: "А вы уверены, что справитесь?". И Кейн невозмутимо отвечает: "Во всяком случае, у меня нет других планов на сегодняшний вечер".

В 1971 году жизнь Майкла Кейна начала буксовать. У него все уже было. Короткий неудачный брак, успех, деньги, слава, поклонницы. В свободные дни он крутился все по тем же злачным местам Лондона, пока вдруг не заметил, что выпивает в день по 2 бутылки водки. Однажды он уговорил своего друга Пола Челлена провести тихий вечер у телевизора. И в перерывах боксерского матча, который они смотрели, он увидел рекламу кофе Maxwell House. Представляли рекламу экзотические бразильские девушки. И среди них была одна, которая танцевала с корзиной кофейных зерен.

В автобиографии Кейн пишет:
     Потом ее лицо показали крупным планом. И вдруг со мной случилось нечто небывалое: сердце начало стучать, ладони вспотели. Никогда в жизни женская красота не производила на меня такого впечатления. "Что с тобой происходит?" - спросил Пол. "Я хочу с ней познакомиться". "Она в Бразилии", - сказал Пол, крутя пальцем у виска. "Я поеду в Бразилию завтра. Поедешь со мной?". "Ага, - сказал Пол, - но с одним условием. Каждые полчаса я буду тебе повторять, что ты псих ненормальный". Лондонские офисы Максвел Хауса открывались в 10 утра. И чтобы как-то пережить остаток вечера, я потащил Пола в наш любимый бар, где Пол каждому рассказал всю историю. И вдруг один из приятелей спросил: "Которая девушка ему понравилась?" "С корзиной". Приятель захохотал. "Она живет на Фоулер-стрит в двух милях отсюда. Снимает квартиру вместе с одной моей знакомой. Ее зовут Шакира Бакш. Кажется, она индианка". Оказалось, что наш приятель был оператором на съемках этой рекламы. Я, ужасно волнуясь, попросил его нас познакомить.

Через месяц разделы сплетен в таблоидах уже намекали на серьезный роман Майкла Кейна, а 9 января 1973 года они с Шакирой поженились.
     "Если ты работаешь в таком бизнесе, где тебя окружают очень красивые женщины, и ты при этом собираешься жениться, твоя жена должна быть еще красивее их, - говорит Майкл Кейн. - Шакира именно такая женщина. При этом она красива не только внешне. Сам я не очень красив, да к тому же у меня непростой характер. Я чересчур упрямый, чтобы со мной легко жилось, но она любит меня настолько, что терпит это. Мы очень счастливы вместе, потому что мы переплелись друг с другом. Мы знаем, что думает каждый из нас. Мы легко впускаем других людей в нашу жизнь, но остаемся честными партнерами. Нам будет очень трудно развестись, потому что нас придется распутывать, и мы погибнем по отдельности".
Этот счастливый брак длится и по сей день и подарил актеру дочь Наташу.


Наверх
Назад Дальше

Michael Caine's Russian Home (c) 2005-2010
Hosted by uCoz