Канада - Франция - США, 120 мин.
(c) Serendipity Point Films 2003, USA
(c) Sony Pictures Classics 2003, UK
(c) CP Digital 2004, Россия (DVD)
Бюджет: 23.000.000 $
Режиссер: ... Норман Джуисон
Продюсеры: ... Норман Джуисон и Роберт Лэнтос
Исполнительные продюсеры: ... Майкл Коуэн, Марк Муссельман и Джейсон Питт
Сценарий: ... Рональд Харвуд по роману Брайана Мура
Оператор: ... Кевин Джуисон
Композитор: ... Норман Корбэль
Монтаж: ... Эндрю Эйзен
Художник-постановщик: ... Жан Рабасс
Художник по костюмам: ... Карин Сарфати
В ролях:
Пьер Броссар ... Майкл Кейн
Судья Анна-Мари Ливи ... Тильда Суинтон
Полковник Руа ... Джереми Нортэм
Арман Бертье ... Алан Бэйтс
Николь ... Шарлотта Ремплинг
Инспектор Шоле ... Питер Уигт
Отец Джозеф ... Кристиан Эриксон
и др.
Премьера в США 12 декабря 2003
Премьера в Великобритании 27 февраля 2004
Премьера в Австралии 8 июля 2004
Премьера во Франции 25 августа 2004
Премьера в Испании 26 ноября 2004
В 1944 году молодой француз Пьер Броссар, примкнувший к нацистскому оккупационному режиму, участвовал в казни семи евреев. В конце войны Пьер был арестован французской полицией, но тогда ему удалось избежать наказания при загадочных обстоятельствах. Почти пятьдесят лет он скрывался от правосудия, получая помощь от высокопоставленных служителей католической церкви и правительственных чиновников, которые сделали бы все, чтобы скрыть правду о своих связях с фашистами во время оккупации.
Принятый во Франции в 1989 году новый закон о преступлениях против человечества вынуждает французское правосудие снова начать охоту за Броссаром, теперь уже престарелым и больным человеком. Чтобы завершить дело об убийстве полувековой давности, к поискам военного преступника подключается судья Леви. Не доверяя полиции, много лет назад выпустившей Броссара на свободу, судье приходиться прибегнуть к помощи представителя армии, полковника Руа.
Вдвоем они выходят на след Броссара, попутно обнаружив, что на охоту за головой Боссара выходит некая тайная организация. Какие-то мрачные люди пытаются прикончить его, пытаясь тем самым заставить его навсегда замолчать и не выдать правосудию имена своих высокопоставленных покровителей, которые помогали ему все эти годы. Между наемными киллерами и амбициозной судьей разворачивается соревнование - кто успеет первым и заполучит Броссара раньше, пока он не скрылся от них окончательно за пределами Франции.
Всего за год до годовщины высадки союзников в Нормандии, Норман Джуисон решил обернуться к темной стороне победной медали. "The Statement (Приговор)" - история о французском коллаборационисте, которого спустя десятки лет мучает совесть, а еще более - страх быть разоблаченным, за совершенное им в оккупации преступление. Ему оказывает покровительство католическая церковь: отставной палач, как это часто бывает, ныне очень религиозен. Фильм прозрачно намекает на одну из самых неприглядных страниц в истории Ватикана: церковь, как известно, в свое время посчитала коммунизм большей угрозой для Франции, нежели режим Гитлера, довольно спокойно отнесясь к геноциду евреев.
С не совсем свойственной для его почтенного возраста резвостью, Кейн-Броссар успевает стоя на коленях порыдать почти перед каждым распятием, трусливо бегать от преследователей по монастырям всего юга Франции, отстреливаться от наемных убийц и шантажировать собственную жену. Очевидно, поэтому его обильно проливаемые покаянные слезы не вызывают ни малейшего сочувствия. Не смотря на такую лихость героя Майкла Кейна, сам фильм представляет собой довольно вялотекущий, медлительный конспирологический детектив преследования.
На удивление слабая, лишенная авторского почерка режиссура самого Джуисона и блеклая работа его оператора лишь усугубили зрительское равнодушие. Возможность создать действительно драматическую ленту, сыграть на контрасте между объединенных в одном человеке искренним христианским раскаянием преступника и животной жаждой жить во что бы то ни стало, совершить что угодно для спасения собственной шкуры, пролезть к богу и свободе сквозь выгребную яму собственной души, невзирая на убиенных им людей, Джуисон упустил, что очень обидно, если учесть, что сценарий картины был написан Рональдом Харвудом - автором сценария оскароносного "The Pianist (Пианист)" (2002) Романа Поланского.
Режиссер Норман Фредерик Джуисон (Norman Frederick Jewison) родился 21 июля 1926 года в Торонто (провинция Онтарио, Канада). Учился игре на фортепьяно и теории музыки в Королевской консерватории, степень бакалавра получил в университете Торонто. Пройдя военную службу на флоте и недолгое время поработав таксистом, Норман Джуисон отправился в Лондон, где в начале 50-х был актером и сценаристом на BBC.
С середины 1950-х годов он стал одним из ведущих режиссеров канадского ТВ, а в 1958 году подписал контракт с CBS и за три года работы в Нью-Йорке удостоился трех премий Эмми. В большом кино режиссер дебютировал в 1962 году комедией "40 Pounds of Trouble (На сорок фунтов неприятностей)", после которого студия Universal заключила с ним долгосрочный контракт.
После нескольких комедийных картин он поставил в 1967 году антирасистский детектив "In the Heat of the Night (Душной южной ночью)" с Сиднеем Пуатье и Родом Стайгером в главных ролях. Этот фильм, выдвинутый на премии Оскар и Золотой глобус, сделал известным широкой публике имя режиссера.
Популярностью пользовались его антивоенная сатирическая картина "The Russians Are Coming the Russians Are Coming (Русские идут! Русские идут!)" (1966), авантюрная картина "The Thomas Crown Affair (Афера Томаса Крауна)" (1968) со Стивом Маккуином и Фэй Данауэй в главных ролях, мюзикл по Шолом-Алейхему "Fiddler on the Roof (Скрипач на крыше)" (1971). Огромный успех выпал на долю поставленной Норманом Джуисоном рок-оперы "Jesus Christ Superstar (Иисус Христос Суперзвезда)" (1973).
В дальнейшем режиссер снимал фильмы, в которых мастерски сочетал социальный пафос с умело выстроенным напряженным и занимательным сюжетом - "социальная" фантастика "Rollerball (Роллербол)" (1975), "F.I.S.T." (1978) о профсоюзном лидере, драма "...And Justice for All (...И правосудия для всех!)" (1979).
В юности Джуисон проехал автостопом по американскому Югу, и увиденное оставило глубокий след в его душе, поэтому неудивительно, что антирасистская тема, уже поднятая один раз режиссером, нашла свое продолжение в картине "A Soldier's Story (Солдатская история)" (1984), на главную роль в которой режиссер пригласил не очень тогда известного Дензела Вашингтона. Этот же актер сыграл главную роль - ложно обвиненного в убийстве боксера-чемпиона - в другом антирасистском фильме Нормана Джуисона "The Hurricane (Ураган)" (1999).
|
Приговор / The Statement (2003) - российское издание на DVD
Пьер Броссар - Майкл Кейн
Николь - Шарлотта Ремплинг
Судья Ливи - Тильда Суинтон
Полковник Руа - Джереми Нортэм
Приговор / The Statement (2003) постер, Германия
Приговор / The Statement (2003) постер, Испания
|