США, 109 мин.
(c) Universal Pictures 1966, USA
(c) Rank Film Organization 1966, UK
(c) Настроение Видео 2009, Россия (DVD)
Режиссер: ... Рональд Ним
Продюсер: ... Лео Фукс
Сценарий: ... Сидней Сэролл, Джек Дэвис, Элвин Саргент
Оператор: ... Клиффорд Стайн
Композитор: ... Морис Жарр
Монтаж: ... Альма Макрори
Художники-постановщики: ... Александр Голицын, Джорджи Уэбб
Художник по костюмам: ... Жан Луи
Художники по декорациям: ... Джон Остин, Джон Маккарти
Звукорежиссер: ... Уэлдон Уотсон
В ролях:
Николь Чанг ... Ширли Маклейн
Гарри Тристан Дин ... Майкл Кейн
Ахмад Шабандар ... Герберт Лом
Рэм ... Роджер Кармел
Абдул ... Арнольд Мосс
Эмиль ... Джон Эббот
Салим ... Ричард Ангарола
и др.
Премьера в ФРГ 16 декабря 1966
Премьера в США (Нью-Йорк) 21 декабря 1966
Премьера в Великобритании 28 декабря 1966
Премьера в США 7 января 1967
Премьера в Финляндии 20 января 1967
Премьера в Швеции 30 января 1967
Премьера в Дании 29 июня 1967
Обаятельнейший искатель приключений из южного Лондона Гарри Дин разрабатывает идеальный план похищения бесценного произведения искусства - статуи китайской принцессы Лису. Владелец статуи один из самых богатых людей в мире Ахмад Шабандар, ведущий уединенный образ жизни и не допускающий никого в свою частную жизнь, окружил жемчужину своей коллекции самой надежной охраной. Статуя очень дорога ему не только из-за ее стоимости, а еще и потому, что лицо Лису напоминает ему об умершей двадцать лет назад жене.
Чтобы преуспеть в своих планах и усыпить бдительность Шабандара, Дин находит сообщницу - танцовщицу из гонконгского бара Николь Чанг, которая поразительно похожа на умершую супругу Шабандара. Но, как известно, нет в мире ничего идеального. В этом же убедился и Гарри Дин, когда с первых же минут весь его план пошел совсем не так, как ему хотелось бы...
В 1960-ых Голливуд создал новый жанр фильмов, объединив классическую историю ограбления с романтической комедией. Результатом стал целый ряд очаровательных фильмов, таких как "Шарада" (1963) и "Как украсть миллион" (1966), сочетающих в себе великолепных актеров - звезд первой величины, захватывающий сюжет и остроумные диалоги, в равной степени, удовлетворяющие как комедийной, так и романтической составляющим фильма.
Вышедший на экраны Америки в конце 1966 года, "Гамбит" стал последним из блистательной серии подобных фильмов, снятых в США в 60-х, и как все его предшественники, имеет довольно занимательный сюжет со множеством неожиданных поворотов, не прекращающихся до финальных титров. Картина начинается очень ритмично, что вполне понятно - ведь в центре ее история про ограбление, но минут через 20 зритель оказывается застигнутым врасплох - все увиденное, это всего лишь тот самый план Гарри Дина, а далее следует уже его реальное воплощение, заставляющее Майкла Кейна более, чем где-либо еще, изображать недовольство и сердитость оттого, что весь его план летит кувырком. Таким образом, фильм оказывается разделен на две истории - "идеальную" и "жизненную", а Ширли Маклейн и Герберт Лом играют по два совершенно различных характера - воображаемый и реальный. Это первый, но далеко не последний из сюрпризов "Гамбита".
В картине, как, пожалуй, и во всех подобных фильмах того периода, масса деталей - трогательных и смешных; необычайно легкая атмосфера - такая, какая и должна быть в фильме, где все несерьезно и все всерьез. В процессе просмотра не покидает ощущение, что фильм снят вовсе не в Америке, а, например, в Англии (чувствуется, что режиссер - уроженец туманного Альбиона) - настолько много в нем легкого, почти порхающего юмора, который даже не в репликах, а между ними - в интонациях и послесловиях, и который не вызовет гомерического хохота, но постоянная улыбка гарантирована.
1967 год - номинация на премию Oscar в категории "лучшие художники-постановщики и декорации" - Александр Голицын, Джорджи Уэбб, Джон Остин, Джон Маккарти.
|
Gambit / Гамбит (1966) российское издание на DVD
Николь Чанг - Ширли Маклейн
Гарри Тристан Дин - Майкл Кейн
Ахмад Шабандар - Герберт Лом
Gambit / Гамбит (1966) - постер
|
1967 год - номинация на премию Oscar в категории "лучший художник по костюмам" - Жан Луи.
1967 год - номинация на премию Oscar в категории "лучший звукорежиссер" - Уэлдон Уотсон.
1967 год - номинация на премию Golden Globe в категории "лучший фильм - мюзикл/комедия".
1967 год - номинация на премию Golden Globe в категории "лучший актер - мюзикл/комедия" - Майкл Кейн.
1967 год - номинация на премию Golden Globe в категории "лучшая актриса - мюзикл/комедия" - Ширли Маклейн.
1967 год - 3-я премия Golden Laurel в категории "лучшая женская комедийная роль" - Ширли Маклейн.
Режиссер Рональд Ним (Ronald Neame) родился 23 апреля 1911 года в Лондоне в семье известного фотографа-портретиста и кинорежиссера Элвина Нима и актрисы Айви Клоуз. После смерти отца ему пришлось оставить школу и самостоятельно зарабатывать на жизнь. Поиски работы привели его на киностудию Elstree, где он на первых порах подрабатывал посыльным. Впоследствии был ассистентом кинооператора Джеймса Кокса и в качестве члена съемочной группы участвовал в создании первого звукового фильма Альфреда Хичкока "Blackmail (Шантаж)" (1929). В течение нескольких лет он снимал малобюджетные фильмы, и лишь позднее ему доверили быть оператором более престижных картин студии Ealing.
С 1941 года началось его многолетнее сотрудничество с известным режиссером Дэвидом Лином. Их первыми совместными работами были комедийная лента "Major Barbara (Майор Барбара)" (1941), поставленная по пьесе Бернарда Шоу и патриотическая военная драма "In Which We Serve (В котором мы служим)" (1942) совместно с режиссером и сценаристом Ноэлем Ковардом. В 1943 году Ним был выдвинут на соискание премии Оскар за операторские спецэффекты в фильме Майкла Пауэлла "One of Our Aircraft Is Missing (Один из наших самолетов пропал)" (1942), и тогда же вместе с продюсером Энтони Хэйлоком-Алланом и Дэвидом Лином он организовал независимую компанию Cineguild под покровительством Rank Organization.
|
Кадры из фильма "Gambit (Гамбит)" (1966). |
В качестве оператора Ним работал еще над двумя картинами Лина, поставленных по пьесам Ноэля Коварда, - "This Happy Breed (Это счастливое семейство)" (1944) и "Blithe Spirit (Неугомонный дух)" (1945), после чего выступил как продюсер его фильмов "Brief Encounter (Большие надежды)" (1946) и "Oliver Twist (Оливер Твист)" (1948). В конце сороковых Ним дебютировал как режиссер с криминальными триллерами "Take My Life (Возьми мою жизнь)" (1947) и "Golden Salamander (Золотая саламандра)" (1949), однако настоящий успех принесли ему комедии "The Card (Карта)" (1952) c Алеком Гиннессом в главной роли и "The Million Pound Note (Банковский билет в миллион фунтов стерлингов)" (1953) с приглашенной голливудской звездой Грегори Пеком.
После военной драмы "The Man Who Never Was (Человек, которого никогда не было)" (1956), Ним отправился в Голливуд, где приступил к съемкам "The Seventh Sin (Седьмой грех)" по Соммерсету Моэму, однако опыт оказался неудачным, и заканчивать работу над ним пришлось другому режиссеру, американцу Винсенту Миннелли. Вернувшись в Великобританию, Ним снял колониальный фильм "Windom's Way (Метод Уиндома)" (1957) и вместе с художником-постановщиком Джоном Брайаном основал киностудию Knightsbridge Films.
|
Кадры из фильма "Gambit (Гамбит)" (1966). |
Вслед за этим он поставил два фильма, которые считаются лучшими в его режиссерской карьере - комедийный "The Horse's Mouth (Устами наездника)" (1958) по роману Джойса Кэри и психологическую драму из жизни военных "Tunes of Glory (Мелодии славы)" (1960). Звездой этих картин стал популярный британский актер Алек Гиннесс, сыгравший в "Мелодиях славы" шотландского офицера Джока Синклера - одну из лучших своих ролей. В шестидесятые годы Ним снял целый ряд картин, из которых наиболее удачными стали криминальная комедия "Gambit (Гамбит)" (1966) и психологическая драма "The Prime of Miss Jean Brodie (Мисс Джин Броуди в расцвете лет)" (1969), которая принесла первую премию Оскар исполнительнице главной роли актрисе Мэгги Смит.
Следующее десятилетие режиссер открыл мюзиклом "Scrooge (Скрудж)" (1970) по повести Чарльза Диккенса, который во многом напоминал появившийся двумя годами раньше "Оливер" Кэрола Рида. Сделанный в США фильм "The Poseidon Adventure (Приключения Посейдона)" (1972) стал самой известной и коммерчески успешной режиссерской работой Нима. Эта история о пассажирах терпящего бедствие океанского лайнера, не только обрела широкую популярность, но и во многом определила дальнейшее становление жанра "фильма-катастрофы". Столь же благосклонно был воспринят и политический детектив "The Odessa File (Досье Одесса)" (1974), поставленный по одноименному роману Фредерика Форсайта, однако последовавший за ним научно-фантастический "Meteor (Метеор)" (1979) с Шоном Коннери и Натали Вуд, на создание которого были затрачены огромные средства, провалился в прокате и имел отрицательные отзывы кинокритиков.
"Gambit (Гамбит)" стал первой голливудской работой Майкла Кейна, а роль Гарри Дина досталась ему только благодаря стараниям в то время уже очень известной в Америке Ширли Маклейн, восхищенной его игрой в фильме "The Ipcress File (Ипкресс файл)" (1965).
|