Великобритания - США, 107 мин.
(c) Jovera S.A., Lowndes Productions Limited 1967, UK
(c) United Artists 1967, USA
(c) Film Prestige 2005, Россия
Режиссер: ... Кен Расселл
Исполнительный продюсер: ... Андре Де Тот
Продюсер: ... Гарри Зальцман
Сценарий: ... Джон Макграт по одноименному роману Лена Дейтона
Оператор: ... Билли Уильямс
Композитор: ... Ричард Родни Беннет
Монтаж: ... Алан Осбистон
Художники-постановщики: ... Сид Кейн, Берт Дэйви
Художник по костюмам ... Ширли Расселл
В ролях:
Сержант Гарри Палмер ... Майкл Кейн
Аня ... Франсуаза Дорлеак
Лео Ньюбиген ... Карл Малден
Полковник Росс ... Гай Долман
Полковник Сток ... Оскар Хомолка
Генерал Мидвинтер ... Эд Бигли
и др.
Премьера в США 20 декабря 1967
Премьера в Великобритании 21 янваоя 1968
Премьера в Финляндии 23 августа 1968
Премьера в Швеции 5 сентября 1968
Премьера в ФРГ 31 октября 1968
Покинувший военную разведку Гарри Палмер занимается теперь частным сыском - он открыл своё детективное агентство и специализируется на делах о супружеских изменах. Бизнес Палмера не слишком процветает, в чём убеждается полковник Росс, заглянувший в маленький захламлённый офис бывшего подчинённого на севере Лондона, одновременно служащий Гарри и квартирой. Внимательно обыскав все шкафы и ящик, Росс находит единственное расследуемое дело и одинокую пачку кукурузных хлопьев, которыми, по видимому, теперь питается ушедший "на вольные хлеба" Гарри.
Вернувшись домой, Палмер с удивлением застает в своей конторе бывшего босса. Росс предлагает Гарри вернуться в разведку, но тот не очень любезно отклоняет столь соблазнительное предложение: "Если Вы хотите заполучить меня обратно, то Вам придётся прислать за мной двух очень крупных парней с дубинами". В этот момент посыльный приносит пакет, в котором Гарри обнаруживает внушительную сумму денег и ключ. Тут же раздаётся телефонный звонок и странный металлический голос сообщает недоумевающему Палмеру, что он должен срочно прибыть в аэропорт, достать из камеры хранения некий предмет и отправится в Финляндию на встречу с загадочными доктором Каарна.
Режиссер Кеннет Альфред Расселл (Ken Russell) родился 3 июля 1927 года в Саунтгемптоне, Великобритания. В детстве мать часто водила его в кинотеатр, где Кен просиживал порой несколько сеансов подряд. В десять лет мальчику подарили кинопроектор и он смог воспользоваться ближайшим магазином, выдававшим напрокат фильмы Фрица Ланга и Лени Рифеншталь, стиль которых сильно повлиял на изобразительный ряд работ будущего режиссера.
В пятнадцать лет Расселл отправился в морское училище, но строгая дисциплина пришлась ему не по вкусу. По выходным Кен сбегал в кино, а в учебе проявил себя, став режиссером ежегодного школьного концерта. Несмотря на далеко не блестящие успехи юноши в морском деле, он поступил офицером на один из торговых кораблей, отправлявшихся в Тихий океан. Однако после Второй Мировой войны море потеряло для Кена очарование, и семья предложила ему заняться производством обуви. Ужаснувшись при одной только мысли об этом, Расселл решил любыми путями пробиться в кино.
Сначала это ему не удалось. Вместо кино Кен занялся классической музыкой и балетом, посещая школу танцев и колеся по стране с балетными труппами. Пять лет спустя Расселл осознал, что хорошего танцора из него не выйдет, и обратился к фотографии. Удача улыбнулась ему, и вскоре Кен Расселл приобрел репутацию изобретательного мастера модной съемки.
В свободное время он начал снимать черно-белые немые фильмы, один из которых отнес в телекомпанию Би-Би-Си. Продюсеры посчитали фотографа перспективным и поручили ему делать передачи об искусстве. Сначала сюжеты Расселла занимали в программе не более десяти минут, но вскоре он начал снимать фильмы длиной в час и даже полтора. Его фильм о композиторе Эльгаре стал одним из популярнейших проектов в истории британского телевидения и во многом способствовал возрождению интереса к его музыке.
С тремя десятками фильмов и репутацией одного из лучших режиссеров телевидения, Расселлу вскоре предложила работу в кино. Два его первых фильма - эксцентричная комедия "French Dressing (Французский соус)" (1964) и шпионский триллер "Billion Dollar Brain (Мозг ценой в миллиард долларов)" (1967) - были не слишком успешны в прокате и не привлекли внимания критиков. Тем не менее, ему дали еще одну попытку - "Women in Love (Влюблённые женщины)" (1969). Экранизация романа Д.Г. Лоуренса стала одной из вех британского кино и карьеры режиссера. Как отозвался об этом актёр Оливер Рид, снимавшийся в нескольких фильмах Расселла, "в это время Кен начал сходить с ума. Когда он работал на Би-Би-Си, он был милым, рассудительным телевизионным режиссером. Теперь он милый безумный кинорежиссер".
Фильм принес Расселлу номинации на премию Британской Киноакадемии и Оскар и репутацию "enfant terrible" национальной кинематографии. Откровенный, настойчивый символизм, вычурные костюмы, декорации и буйный полет фантазии - вот что стало зарактеризовать в дальнейшем работы режиссера, будь то псевдобиографии Чайковского "The Music Lovers (Любители музыки)" (1970) и звезды немого кино Рудольфо Валентино "Valentino (Валентино)" (1977), рок-опера "Tommy (Томми)" (1975) на музыку группы The Who или культовая комедия ужасов "The Lair of the White Worm (Логово белого червя)" (1988).
В середине восьмидесятых Расселл вернулся на телевидение, поставив видеоклипы для Элтона Джона, Сары Брайтман и Брайана Адамса, а в начале девяностых к серии камео в собственных фильмах добавил неожиданно комическую роль секретного агента в "The Russia House (Русский дом)" (1990) Фреда Шепизи. Его режиссерские работы ограничивались в основном телефильмами - "Lady Chatterley (Леди Чаттерлей)" (1993), "Dogboys (Люди-собаки)" (1998).
"Мозг ценой в миллиард долларов" - третий фильм об английском "шпионе в очках" Гарри Палмере, антиподе Джеймса Бонда, снятый в 60-х. Как и в двух предыдущих фильмах - "The Ipcress File (Ипкресс файл)" (1965) и "Funeral in Berlin (Похороны в Берлине)" (1966) - за основу сценария был взят одноимённый роман Лена Дейтона. Из этих трёх фильмов "Мозг..." является наиболее близким к литературному первоисточнику.
Кен Расселл вовсе не горел желанием экранизировать третью историю о Гарри Палмере, но был вынужден взяться за это согласно своему контракту, заключённому с английской кинокомпанией Jovera S.A..
Все сцены фильма, которые по сценарию происходят в Латвии, были сняты в Финляндии.
Майкл Кейн сам выполнил почти все опасные трюки, которые в картине проделывает Гарри Палмер. Во время одной из последних сцен, когда Палмер прыгает по льдинам Финского залива, актёр поскользнулся и упал в ледяную воду.
Среди постеров с шикарными обнажёнными красавицами, которыми увешаны стены холостяцкого жилища Палмера, можно разглядеть фотографию... Хамфри Богарта. Видимо киношный Палмер, так же как и Майкл Кейн в реальной жизни, был большим почитателем актёрского таланта Богарта.
Стэнли Кейн, младший брать Майкла Кейна, дебютировал в кино, сыграв в "Мозге..." небольшую роль члена латвийского сопротивления.
Франсуаза Дорлеак - родная сестра Катрин Денёв, сыгравшая в "Мозге..." Аню, в том же году, до выхода картины в прокат, погибла в автомобильной катастрофе. Кен Расселл отзывался о ней как о "классической красоте экрана, подобной Марлен Дитрих".
|
Мозг ценой в миллиард долларов - российское издание на DVD "Фильм-Престиж"
Гарри Палмер - Майкл Кейн
Аня - Франсуаза Дорлеак
Лео Ньюбиген - Карл Малден
Billion Dollar Brain DVD cover, США
Billion Dollar Brain обложка книги
Billion Dollar Brain рекламная листовка
Billion Dollar Brain постер, Япония
|