Великобритания, 107 мин.
(c) Omnibus Productions 1971, UK
(c) British Lion Film Corporation 1972, UK
Жанр: приключения / мелодрама / исторический
Режиссер: ... Делберт Манн
Продюсеры: ... Фредерик Броггер, Джейм Францискус
Сценарий: ... Джек Пулман по мотивам романов Роберта Льюиса Стивенсона "Катриона" и "Похищенный"
Оператор: ... Пол Бисон
Композитор: ... Рой Бадд
Монтаж: ... Питер Бойта
Художник-постановщик: ... Алекс Вечинский
Художник по костюмам: ... Ольга Леманн
В ролях:
Алан Брек Стюарт ... Майкл Кейн
Дэвид Бальфур ... Лоуренс Дуглас
Катриона Стюарт ... Вивьен Хильброн
Эбенезер Бальфур ... Дональд Плезенс
Лорд Грант ... Тревор Хауард
Капитан Хоусисон ... Джек Хоукинс
Чарльз Стюарт ... Гордон Джексон
Клюни Макферсон ... Фрэдди Джонс
Джеймс Стюарт ... Джек Уотсон
и др.
Премьера в США 22 декабря 1971
Премьера в Великобритании 12 апреля 1972
Премьера в Швеции 18 марта 1973
Премьера в Дании 27 ноября 1974
Премьера в ФРГ 27 декабря 1974
Романы "Похищенный" (1886) и его продолжение "Катриона" (1891) Роберта Льюиса Стивенсона стали, как это принято говорить теперь, бестселлерами своего времени. Читателей Викторианской эпохи не на шутку взволновали события, произошедшие в Шотландии более чем 100 лет назад, даже при том, что большинство героев этих романов, согласно официальной точки зрения на историю Великобритании, подпадало под определение "повстанец и экстремист" (опять же, выражаясь современным языком).
Эти два романа Стивенсона, более чем другие его произведения, дали повод говорить о нем, как о продолжателе традиций Вальтера Скотта. Это приключенческие романы, сюжет которых вплотную связан с событиями из истории Шотландии, а судьбы героев связаны с разгромленным якобитским восстанием в 1746 году, так же как и самые известные романы Скотта.
Якобитами называли сторонников свергнутого короля Якова II и его преемников - претендентов на английский престол. Шотландская династия Стюартов, особенно в лице последних ее двух представителей - Карла II и Якова II, была так деспотична, вероломна и так притесняла религиозную и политическую жизнь страны, что восстановила народ против себя.
Это закончилось тем, что в 1688 году Англия приветствовала Вильгельма III (принца Оранского) как своего освободителя. Однако, нельзя было сказать такого про Шотландию. Католики, преимущественно в горных областях, были по-прежнему приверженцами изгнанного Якова II и образовали якобитскую, или легитимистскую партию, которая еще в течение более чем полувека боролась против новой династии.
Таким образом к середине 18-го столетия Шотландия была разделена между шотландскими горцами, верными королевскому дому Стюартов и саксами, которые поддерживали английского короля Георга II. Принц Карл Эдуард Стюарт, известный как Красавчик Чарли или Претендент (как его называли враги), попытался захватить престол и потерпел сокрушительное поражение в битве при Каллодене 17-го апреля 1746 года.
Для горцев наступили суровые времена - репрессии англичан были исключительно жестокими. Для предотвращения попыток нового восстания сторонники Стюарта преследовались и подвергались немедленной казни. Наибольшее рвение в истреблении якобитов проявляли представители проправительственного клана Кэмпбеллов. Участвовавшие в восстании дворяне были лишены своих титулов и казнены, а их поместья подверглись конфискации. Был принят закон, запрещающий ношение оружия и национального шотландского костюма - тартана.
Только в одном якобитское восстание имело успех. По истечении некоторого времени народная молва, воспользовавшись романтичностью событий этого времени, идеализировала молодого принца, который пытался завоевать корону своих предков, и нарекла патриотизмом якобитскую лояльность. Самопожертвование и преданность правому, но обреченному на неудачу, делу придают якобитам черты чего-то рыцарски благородного. Якобитские баллады по праву занимают свое место в литературе, как замирающий отзвук средневековой эпохи.
Шотландия, 1751 год. После смерти отца юный Дэвид Бальфур отправляется в Шоос-хаус - дом своего дяди Эбенезера Бальфура, чтобы вступить в права законного наследования. Дядюшка, не желая расставаться с деньгами, нанимает капитана Хоусисона, чтобы тот обманом завлек Дэвида на борт своего брига "Конвент", отправляющегося в Америку, а затем продал бы его в рабство где-нибудь в Южной Каролине.
На пути в Новый Свет бриг в тумане наскочил на маленькую лодку и потопил ее. Из пассажиров лодки спасся и был поднят на борт только один человек. Так судьба сталкивает Дэвида с Аланом Бреком - дворянином горной Шотландии, когда-то служившим в правительственных войсках, а ныне - одним из самых ревностных якобитов. Алан остался верен якобитскому движению, несмотря на репрессии и гонения, и направлялся во Францию собирать деньги, необходимые для продолжения войны против англичан.
Алан и юный Бальфур сразу же сошлись характерами - их сблизили явно недобрые намерения по отношению к ним капитана Хоусисона и его команды. Вскоре опасения Алана подтвердились - моряки, польстившись на его деньги, предприняли попытку нападения на каюту, в которой заперлись Алан и Дэвид. В пылу битвы никто не заметил, как бриг, оставленный без управления, налетел на рифы у берегов Малла.
Оказавшись выброшенными на безлюдный шотландский берег, Алан и Дэвид направляются вглубь страны. Они находят пристанище в доме Джеймса Стюарта, но на рассвете попадают в облаву, устроенную королевскими правительственными агентами. В перестрелке застрелен Колин Кемпбелл. Обвиненный в его убийстве Джеймс Стюарт попадает в руки правительства. Алан, на которого также падает подозрение в убийстве, вместе с Дэвидом и Катрионой, дочерью Джеймса, вынуждены спасаться бегством.
|
Похищенный / Kidnapped (1971) - английское издание на DVD
Похищенный / Kidnapped (1971) - постер
Алан Брек Стюарт - Майкл Кейн
Дэвид Бальфур - Лоуренс Дуглас
Катриона Стюарт - Вивьен Хильброн
Эбенезер Бальфур - Дональд Плезенс
|
Режиссер Делберт Манн (Delbert Martin Mann Jr) родился 30 января 1920 года в городе Лоуренс, Канзас, США. Манна по праву называют одним из самых выдающихся режиссеров "Золотой эпохи" телевидения. Вскоре после рождения Манна-младшего семья переехала в Нэшвилл, штат Теннеси, где отец будущего режиссера получил место преподавателя в местном колледже.
В 1941 году Манн закончил Университет Вендербилт, во время учебы познакомившись там со своей будущей женой Энн Каролайн Гилеспи и Фрэдом Кое, которому будет суждено сыграть важную роль в его жизни. Почти сразу же после Университета Манн поступил на службу в американские военно-воздушные силы и стал пилотом бомбардировщика B-24. Он принял участие в 35-ти боевых заданиях на сцене европейского театра военных действий. Демобилизовавшись в конце войны, он заинтересовался другом театром и поступил в Йельскую драматическую школу, по окончании которой устроился на работу в Городской Театр Колумбии в Южной Каролине.
Вскоре старый друг Манна, Фрэд Кое, работавший продюсером на телеканале NBC, предложил Манну взяться за постановку телевизионного драматического сериала. Манн принял предложение и в 1949 переехал в Нью-Йорк. Для NBC он сделал массу постановок, таких как "October Story (История октября)" с Лесли Нильсеном и шекспировский "Othello (Othello)" с Уолтером Маттау в роли Яго.
В 1953 в сотрудничестве с драматургом Пэдди Чаевским, Манн поставил телефильм "Marty (Марти)" с Родом Стайгером в главной роли. Постановка была настолько успешной, что спустя два года драма была адаптирована для большого экрана. Фильм 1955 года "Marty (Марти)", ставший режиссерским дебютом Манна в большом кино, стал так же пиком его карьеры, принеся ему Оскара за режиссуру и лучший фильм, а Пэдди Чаевскому за лучший сценарий. Выше этого успеха Манну не суждено было подняться, хотя, на тот момент, режиссер конечно же этого не знал.
На волне успеха Манн поставил еще один фильм совместно с Чаевским - "The Bachelor Party (Холостяцкая вечеринка)" (1957). Затем, в 1958 году, последовали адаптации пьес "Middle of the Night (Посреди ночи)" (также Чаевского) и "Separate Tables (За отдельными столиками)" с Дэборой Керр, Ритой Хэйворт и Бертом Ланкастером в главных ролях, снискавшая успех у публики и кинокритиков, получившей два Оскара за роли втрого плана.
После этого режиссер прочно обосновался в Голливуде, оставив, как казалось, телевидение в прошлом. Сняв биографическую драму "The Outsider (Аутсайдер)" (1961) с Тони Кертисом, Манн доказал, что может справляться и с более легким материалом - например, с картинами с участием Дорис Дэй, такими как "Lover Come Back (Вернись, моя любовь)" (1961) и "That Touch of Mink (Этот мех норки)" (1962), а также с любовной темой - "Dear Heart (Дорогое сердце)" (1964) и приключенческой - "The Pink Jungle (Розовые джунгли)" (1968).
К 1970-м годам Манн нашел для себя более спокойное и интересное занятие. Это может показаться ироничным, но он снова вернулся на телевидение и поставил множество телевизионных картин, таких как "Jane Eyre (Джейн Эйр)" (1970), "A Girl Named Sooner (Девушка по имени Скорей)" (1975) и "All Quiet on the Western Front (На Западном фронте все спокойно)" (1979), делая, правда, очень и очень редкие исключения для большого кино.
Роман Роберта Льюса Стивенсона "Похищенный" экранизировался бессчетное количество раз. Пожалуй, самыми известными экранизациями можно назвать версию 1960 года компании Walt Disney с Питером Финчем и Питером О'Тулом, а также телеверсию 1995 года с Арманом Ассанте.
В процессе съемок "Похищенного" перед создателями картины возникли финансовые трудности, вызванные, прежде всего, желанием режиссера Делберта Манна снимать те или иные сцены именно в тех местах, какие были указаны в романе Стивенсона. Продюсеры фильма не пожелали оплачивать издержки. Столкнувшись с явным дефицитом бюджета, Манн был вынужден отказаться от съемок нескольких сцен, несмотря на то, что некоторые актеры, участвующие в картине, включая и Майкла Кейна, отказались от своих гонораров. Видимо из-за отсутствия этих сцен вторая часть фильма выглядит немного "скомканной", но в оправдание Манна нужно заметить, что благодаря его настойчивости, в картине можно увидеть по-настоящему ошеломляюще пейзажи горной Шотландии.
|