США, 156 мин.
(c) Warner Bros. Pictures 1978, USA
Жанр: фильм-катастрофа
Бюджет: 21.000.000 $
Кассовые сборы: 10.000.000 $
Режиссер: ... Ирвин Аллен
Продюсер: ... Ирвин Аллен
Сценарий: ... Стерлинг Саллифант по одноимённому роману Артура Херцога
Оператор: ... Фрэд Кёникэмп
Композитор: ... Джерри Голдсмит
Монтаж: ... Гарольд Крэсс
Художник-постановщик: ... Стэн Джолли
Художник по костюмам: ... Пол Заступневич
Художник по декорациям: ... Стюарт Райс
Спецэффекты: ... Эл Эбботт
В ролях:
Доктор Брэдфорд Крэйн ... Майкл Кейн
Капитан Хелена Андерсон ... Кэтрин Росс
Доктор Уолтер Крим ... Генри Фонда
Доктор Хьюббард ... Ричард Чемберлен
Генерал Слэйтер ... Ричард Уайдмарк
Феликс ... Бэн Джонсон
Морин Шустер ... Оливия Де Хэвилланд
Рита ... Патти Дьюк
Морин Шустер ... Оливия Дэ Хэвилланд
Энн Макгрегор ... Ли Грант
Кларенс ... Фрэд Макмюррей
и др.
Премьера в США 14 июля 1978
Премьера в Финляндии 25 июля 1978
Премьера во Франции 13 сентября 1978
Премьера в Швеции 18 сентября 1978
Премьера в Норвегии 20 октября 1978
В штаб военно-воздушных сил восточного побережья США поступает сигнал тревоги с одной из баз, расположенных в Техасе, недалеко от городка Моррисвиль. Для выяснения ситуации на базу отправлен отряд во главе с генералом Слэйтером. Прибывшие военные находят всех служащих мертвыми, в живых остался только один человек - энтомолог Брэдфорд Крэйн. Он сообщает военным, что весь персонал был убит африканскими пчёлами-убийцами, рой которых напал на базу. Генерал Слэйтер не поверил Крэйну и связался со штабом, откуда на самом высоком уровне, к своему огромному удивлению и недовольству, получил приказ оказывать Крэйну всяческое содействие.
Тем временем в окрестностях Моррисвиля от укусов пчёл начали погибать люди. Всем становится ясно, что город лежит на пути у смертоносного роя, который со скоростью курьерского поезда движется в направлении Хьюстона, убивая всё живое на своем пути. Крэйн объединяет усилия своих друзей ученых - доктора Крима и доктора Хьюббарда, и скептически настроенных военных, среди которых у него неожиданно находится союзник - врач Хелена Андерсон, в попытке остановить и уничтожить пчелиный рой.
Ирвин Аллен был продюсером самых успешных фильмов-катастроф 1970-х. Он самолично поставил несколько особо захватывающих сцен в "The Towering Inferno (Ад в поднебесье)" (1974) и в "The Poseidon Adventure (Приключения Посейдона)" (1972) Рональда Нима. После этого Аллен решил, что пора бы ему уже заняться самостоятельной постановкой и через свою продюсерскую фирму приобрел права на экранизацию романа Артура Херцога о пчелах-убийцах, изданного в 1974 году. Сценарист, обладатель Оскара, Стерлинг Саллифант был привлечен к проекту, чтобы на основе книги написать сценарий для фильма, в актерском составе которого должны были быть заняты сплошь голливудские легенды, а также Майкл Кейн в роли энтомолога Брэдфорда Крэйна.
В 1978 году в интервью журналу Film Review Майкл Кейн признался в том, что всегда мечтал работать с Алленом. "Я встретил его несколько лет назад, и он пообещал мне, что когда в следующий раз будет делать фильм, непременно пригласит меня на роль. Как актер, я слышал много подобных обещаний. Но он - человек слова. Он действительно пригласил меня сниматься в своей картине". Кейн сказал, что давно лелеял мечту участвовать в большом проекте, снятом с голливудским размахом. "Рой" как раз подпадал под это определение, тем более, что в съемках были задействованы такие легенды экрана, как Генри Фонда, Оливия де Хэвилланд и Ричард Уайдмарк.
Кроме того, Майклу Кейну, только что перебравшемуся с семьей из Англии в Голливуд на постоянное место жительства, нужно было налаживать жизнь на новом месте со всем возможным комфортом, т.е. по сути - браться за любую раблту, за любой предложенный сценарий. Это стало еще одной причиной, по которой актер согласился сниматься в "Рой" почти не раздумывая.
"Рой" почти полностью был снят в Burbank Studios в Калифорнии, некоторые сцены были сняты в Хьюстоне. Бюджет фильма составлял 21 миллион долларов, но по выходе на американские экраны в 1978 году он даже не оправдал вложенных в него средств. Картине удалось собрать в американском прокате только примерно половину своей стоимости. Повод для радости был только у кинокритиков, которым не каждый день выдавалась возможность вволю высмеять сценарий, актерскую игру и режиссуру, и все это в рамках одной картины. В Великобритании "Рой" также не имел особого успеха.
Картина стала одной из самых больших неудач как в карьере Ирвина Аллена, так и в карьере Майкла Кейна. Фильм в один голос ругали как критики, так и зрители - а это о чем-то говорит, поскольку такое единодушие в их мнениях встречается редко. К удивлению своих создателей, картина была номинирована на Оскар, но только за лучшие костюмы.
Майкл Кейн был склонен винить в провале фильма неудачно сделанные спецэффекты. "Если кому-то станет по-настоящему страшно, глядя на это, пусть скажет мне, в каком именно месте", сказал актер в интервью Sunday Express в 1978 году - "может быть и я что-нибудь разгляжу". Надо сказать, что Майкл Кейн реагировал на ситуацию со свойственным ему чувством юмора. Так на утверждение одного из критиков, что этим фильмом Ирвин Аллен вбил громадный гвоздь в крышку гроба жанра "фильм-катастрофа" и недоумевал по поводу того, "что и Майкл Кейн согласился в этом участвовать, причем публично", Кейн только отшучивался: "В неудаче фильма виноваты пчелы. Я всегда знал, что они не умеют играть".
|
Рой / The Swarm (1978) - постер, США
Брэдфорд Крэйн - Майкл Кейн
Хелена Андерсон - Кэтрин Росс
Доктор Хьюббард - Ричард Чемберлен
Уолтер Крим - Генри Фонда
Генерал Слэйтер - Ричард Уайдмарк
|
Однако, в интервью Film Comment в 1980 году Майкл Кейн сказал, что "Рой" был одной из самых трудных картин, в которых ему приходилось сниматься на тот момент. "Посредством только лишь тех реплик, которые были в распоряжении у моего героя, мне нужно было попытаться создать более-менее реального человека - это было чрезвычайно трудным упражнением, примерно как зарядка в армии. По сути, я играл роль катализатора для целой группы людей. Мой герой все время "подталкивает" всех вокруг, а это действительно тяжелая работа. Поэтому я бы рекомендовал картину начинающим актерам. Наверно, очень забавно услышать такой совет, относящийся к фильму вроде "Рой"..."
В 1992 году в интервью журналу Empire Майкл Кейн сказал следующее по поводу фильма: "У этого проекта были все задатки, все необходимые ингредиенты для того, чтобы стать добротным фильмом-катастрофой. Если бы было возможно знать заранее, какой фильм станет хитом, а какой с треском провалится, то я бы снимался только в хитах, в одном за другим. И тогда, вероятно, я был бы так же богат, как Пол Маккартни".
1979 год - номинация на премию Oscar в категории "лучшие костюмы" - Пол Заступневич.
Режиссер, сценарист и продюсер Ирвин Аллен (Irwin Allen) родился 12 июня 1916 года в Нью-Йорке, США. Он закончил факультет журналистики и рекламы Колумбийского университета. Работал на Восточном побережье радио-продюсером и редактором в журнале, и в этом качестве в 1938 году переехал в Голливуд. Год спустя Ирвину предложили создать небольшую программу на одной из местных радиостанций. Аллен стал сценаристом, продюсером, редактором и ведущим шоу, которое вскоре после своего первого выпуска обзавелось поклонниками и спонсорами, и выходило в эфир без перерыва в течение одиннадцати лет.
В сороковые успешному журналисту доверили вести колонку о кино в одном из газетных синдикатов, и статьи Аллена печатались ежедневно в 73 изданиях по всему миру. С развитием телевидения он направил свою энергию в новое русло, придумав первое ток-шоу с приглашенными знаменитостями. За четыре года его существования более тысячи звезд появилось на "Голливудской карусели" Ирвина Аллена.
Но и на этом он не успокоился. В 1944 году Аллен открыл литературное агентство, представляющее авторов, пишущих для радио и кино. Среди его клиентов были П.Г. Вудхауз и Бен Хект. Приобретая права на экранизацию и перепродавая их кинокомпаниям, Аллен близко познакомился с процессом производства фильмов и в конце концов сам стал продюсером. Его первым проектом стала картина с Гаучо Марксом, Джейн Рассел и Фрэнком Синатрой "Double Dynamite (Двойной динамит)" (1951). Два года спустя Аллен получил премию Оскар за документальную картину Рэйчел Карсон "The Sea Around Us (Моря вокруг нас)" (1953), для которой сам написал сценарий.
С этого момента Аллен забросил все свои проекты в других областях и сосредоточился целиком на кинопроизводстве. Он создал собственную компанию Уинзор Продакшн, на которой сам поставил картины "The Animal World (Животный мир)" (1956) и "The Story of Mankind (История человечества)" (1957). В 1959 году при поддержке MGM он написал сценарий к дорогостоящему проекту, который сам и спродюсировал - "The Big Circus (Большой цирк)" с Виктром Мэтьюром, Рондой Флеминг и Питером Лорре. Фильм окупился неоднократно и стал одной из самых успешных картин года.
На следующий год Аллен перешел на студию 20 Век Фокс, где его первый фильм, "The Lost World (Затерянный мир)" (1960), также стал одним из самых прибыльных проектов. За ним последовали "Voyage to the Bottom of the Sea (Путешествие ко дну моря)" (1961) и "Five Weeks in a Balloon (Пять недель на воздушном шаре)" (1962). Первый из них в 1964 году стал основой для популярного в Америке фантастического сериала. Кроме того, в 60-е Аллен спродюсировал еще три успешных телесериала - "Lost in Space (Затерянные в космосе)" (1965), "The Time Tunnel (Тоннель времени)" (1966) и "Land of the Giants (Земля гигантов)" (1968). Помимо многочисленных звезд, он часто снимал в своих проектах свою жену Шейлу Аллен и близких друзей - Эрика Нельсона и Элизабет Роджерс.
Почти все фильмы и телепроекты Аллена в значительной степени опирались на спецэффекты. В 70-е он достиг вершины популярности с такими картинами, как "The Poseidon Adventure (Приключения Посейдона)" (1972) с Джином Хэкманом режиссера Рональда Нима (в качестве продюсера) и "The Towering Inferno (Ад в поднебесье)" (1974) с целым созвездием выдающихся актеров - Стив Маккуин, Пол Ньюман, Уильям Холден, Фрэд Астер и др. - в качестве второго режиссера и продюсера. Эти картины принесли ему прозвище "The Master of Disaster - Мастер катастроф", которым Аллен во многом обязан своему постоянному соратнику, оператору-постановщику спецэффектов Элу Эбботу.
Ключ к успеху Аллена лежал в его способности окружать себя опытными людьми, профессионалами своего дела, которые работали под его неустанным руководством. Энергия и превосходная память продюсера, уделявшего внимание каждой малейшей детали проекта, стали легендарными и принесли ему немалое уважение м восхищение коллег. Его неизменно успешные проекты сделали Аллена одним из самых востребованных продюсеров и режиссеров Голливуда.
К концу 70-х, однако, фильмы-катастрофы перестали привлекать публику. Проекты Аллена того времени терпели оглушительный провал. Такая участь постигла спродюсированные и поставленные им масштабный фильм-катастрофу "The Swarm (Рой)" (1978) и сиквел о перевернувшемся океанском лайнере "Посейдон" - "Beyond the Poseidon Adventure (Новые приключения Посейдона)" (1979). Последней режиссерской работой Ирвина Аллена стал сериал "Aliens from Another Planet (Пришельцы с другой планеты)" (1982), а свою продюсерскую деятельность он завершил в середине 80-х. Скончался Ирвин Аллен 2 ноября 1991 года в Санта-Монике, Калифорния от сердечного приступа.
Как утверждают создатели фильма, в съемках было задействовано около 22-х миллионов пчёл. Чтобы обезопасить всех участников съемок, пчёл держали в специальных холодильниках - при низких температурах пчёлы ведут себя менее агрессивно. Полностью избежать укусов так и не удалось, но, к счастью, обошлось без жертв.
трейлеры на youtube.com...
|