США, 112 мин.
(c) Warner Bros. 1982, USA
(c) Мост-Видео 2002, Россия
Жанр: психологический триллер
Бюджет: ???
Кассовые сборы в США: 19.282.134 $
Режиссер: ... Сидней Люмет
Исполнительный продюсер: ... Джей Прессон Аллен
Продюсер: ... Берт Харрис
Сценарий: ... Джей Прессон Аллен по пьесе Айры Левина
Оператор: ... Анджей Бартковяк
Композитор: ... Джонни Мендел
Монтаж: ... Джек Файтцстефенс
Художник: ... Эдвард Писони
Декорации: ... Джордж ДеТитта
Художник по костюмам: ... Тони Уолтон
В ролях:
Сидней Брул ... Майкл Кейн
Клиффорд Андерсон ... Кристофер Рив
Майра Брул ... Дайан Кэнон
Хельга Тен Дорп ... Ирен Уорт
Портер Майлгрим ... Генри Джонс
Сеймур Старгер ... Джо Сильвер
и др.
Премьера в США 19 марта 1982
Премьера в Финляндии 21 января 1983
Премьера в Швеции 13 мая 1983
Что делать успешному драматургу, если его последние четыре пьесы с треском провалились, и позарез нужен талантливый сценарий? Заплатить за него? Молить о нем? Или убить ради него?
Итак, драматург Сидней Брул переживает творческий спад, его пьесы терпят провал одна за одной. В день очередного фиаско он получает на рецензию пьесу под названием "Смертельная ловушка", которую написал его бывший ученик Клиффорд Андерсон. Пьеса настолько хороша, что по словам Брула, "ее не сможет испортить даже самый талантливый режиссер".
Обсуждая пьесу с женой, Брул как-бы в шутку говорит, что можно было-бы убить Андерсона, а затем присвоить себе авторство. Майра, жена Брула, желая отвлечь мужа от таких кровожадных мыслей, убеждает его предложить Клиффорду свою помощь в работе над пьесой, доведении ее до совершенства, чтобы затем разделить авторство, а следовательно, и гонорар.
Клиффорд приезжает в дом Брула, чтобы обсудить пьесу и, задав своему гостю несколько невинных на первый взгляд вопросов, Сидней узнает, что cуществуют только две копии "Смертельной ловушки" и обе они находятся в его доме. Что никто из друзей и родных Клиффорда не знает о пьесе. И что никто не знает, что Клиффорд отправился в дом Брула. Искушение слишком велико, не так ли?
"Весь мир театр, а люди в нем актеры" - эту знаменитую фразу Шекспира можно было бы сделать девизом этой картины. Это почти что театральная пьеса, где все актеры немного переигрывают, но лишь из-за того, что сами действующие лица оказываются во власти театральных монологов и талантливого сценария.
Не обольщайтесь простеньким, казалось бы, сюжетом - это всего лишь первые 10 минут фильма. Как известно, Сидней Люмет простых и предсказуемых фильмов не снимает. Поэтому, решив для себя "ага, тут все понятно", вы через некоторое время сильно удивитесь... Потом, переварив очередной поворот сюжета и немного успокоившись, думая, ага, теперь-то вот уже точно все ясно, вы опять очень сильно удивитесь. И так до самых финальных титров - удивление вас не покинет.
Герои играют друг с другом как на сцене и по правилам сцены, поскольку других правил они не знают и не хотят знать. Это довольно жестокая, но динамичная криминальная драма, достойная того, чтобы по ней написали еще одну пьесу и поставили ее на Бродвее. Герои Кейна и Рива затеяли друг с другом коварную игру в кошки-мышки, выстраивая, как в шахматах, длинные комбинации ходов.
Здесь, действительно, есть чем наслаждаться по части актерской игры - как-никак старая английская театральная школа. А неожиданные повороты сюжета не дают расслабиться ни на минуту (чего только стоит поцелую двух красавцев-актеров!). Ко всему прочему, создатели фильма использовали прием, который всегда работает - самоиронию.
Один из моих самых любимых фильмов. Снят очень динамично, смотрится на одном дыхании и это несмотря на то, что "площадка" действия ограничена - ведь снимали по пьесе, и почти все действие происходит в доме коварного драматурга. Хотя эффекта неожиданности при просмотре уже теперь и нет, я всякий раз, пересматривая его, наслаждаюсь выверенным и отточенным сюжетом, в котором абсолютно не к чему придраться и с удовольствием наблюдаю за замечательной игрой актерского дуэта Майкл Кейн - Кристофер Рив.
1983 год - номинация на премию Saturn Award (Academy of Science Fiction, Fantasy & Horror Films, USA) в категории "лучший актер" - Кристофер Рив.
1983 год - номинация на премию Saturn Award в категории "лучший триллер".
1983 год - номинация на премию Saturn Award в категории "лучшая актриса второго плана" - Ирен Уорт.
|
Смертельная ловушка / Deathtrap (1982) российское издание на видео
Сидней Брул - Майкл Кейн
Майра Брул - Дайан Кэнон
Клифф Андерсон - Кристофер Рив
Deathtrap обложка книги
Смертельная ловушка / Deathtrap постер, США
|
1983 год - номинация на премию Saturn Award в категории "лучший сценарий-адаптация" - Джей Прессон Аллен.
1983 год - номинация на премию Mystfest в категории "лучший фильм"
1983 год - номинация на премию Razzie Award в категории "худшая актриса второго плана" - Дайан Кэнон.
Режиссер, сценарист и продюсер Сидней Люмет (Sidney Lumet) родился 25 июня 1924 года в Филадельфии (штат Пенсильвания, США). Сын актеров еврейского театра, он дебютировал на радио в возрасте 4 лет, выступал на сцене, с конца 30-х годов играл в бродвейских постановках. Окончил Колумбийский университет по классу драматической литературы, учился в Актерской студии Ли Страсберга. В 1942-46 годы служил в Вооруженных силах США.
В 1950 Люмет пришел на телевидение в Си-Би-Эс и стал один из лучших мастеров теледрам, с именем которого связывается их "золотая эра". Свой первый кинофильм "12 Angry Men (12 разгневанных мужчин)" (1956), по пьесе Р. Роуза и завоевавший в 1957 году главную премию МКФ в Западном Берлине, Люмет снял за 19 дней на основе собственной телепостановки. Действие, разворачивающееся в ограниченных пределах одной комнаты (заседание присяжных), разворачивается, несмотря на это, весьма динамично.
Уже здесь проявились особенности кинематографа Люмета: замкнутое пространство, городское окружение (29 из 40 его фильмов сняты на улицах Нью-Йорка), сложные нравственные конфликты, многозначный диалог. Для режиссера, имеющего за плечами актерский опыт, характерен тщательный подбор исполнителей, умение добиться от них хорошей игры. Люмет с легкостью работает в различных жанрах, но при этом его можно по праву считать главным создателем своих произведений.
Как режиссер психологической драмы Люмет утвердился благодаря таким картинам, как "Из породы беглецов" (1959) по пьесе Т. Уильямса "Орфей спускается в ад", экранизации А. Миллера "Vu du pont (Вид с моста)" (1961) и Ю. О'Нила "Long Day's Journey Into Night (Долгий день уходит в ночь)" (1962), "The Pawnbroker (Ростовщик)" (1964) — история человека, пережившего ужасы фашизма и лишившегося всех своих близких.
В 70-е Люмет обращается к напряженным городским сюжетам, ставит полицейский фильм "Serpico (Серпико)" (1973), криминальную драму "Dog Day Afternoon (Жарким днем после обеда)" (1975) — обе картины основаны на реальных фактах, экранизирует детектив Агаты Кристи "Murder On The Orient Express (Убийство в Восточном экспрессе)" (1974), дает сатирическое изображение коррупции в мире ТВ - "Network (Телесеть)" (1976).
В 80 — 90-е режиссер работает в жанре триллера - "Deathtrap (Смертельная ловушка)" (1982), "The Morning After (На следующее утро)" (1986) и судебной драмы "The Verdict (Вердикт)" (1982). В творчестве Люмета часто звучит тема семьи — будь то семья настоящая ("Daniel (Дэниел)" (1983), "Running on Empty (На холостом ходу)" (1988), "A Stranger Among Us (Чужая среди нас)" (1992), "Night Falls on Manhattan (Ночь опускается на Манхэттен)" (1997) или некий ее аналог - "Prince of the City (Принц города)" (1981).
Люмет четырежды выдвигался на премию Оскар как лучший режиссер и один раз как автор адаптации, получил специальный приз на МКФ в Карлови-Вари в 1984 году за вклад в киноискусство, а также написал книгу "Снимая фильмы".
Сцены из пьесы Сиднея Брула "Самое справедливое убийство", показанные в самом начале фильма, есть ни что иное, как сцены из бродвейской постановки пьесы Айры Левина "Смертельной ловушки", по которой и снят фильм.
В фильме Сидней Брул - автор самой долгоидущей на Бродвее пьесы "Смертельная игра". На самом деле этот рекорд принадлежал "Смертельной ловушке" Айры Левина.
В своих интервью Майкл Кейн и Кристофер Рив неоднократно говорили о том, что у них были большие сомнения относительно сцены с поцелуем. Но в конце концов они решились на этот непростой для них обоих шаг, предварительно выпив изрядное количество алкоголя и доведя себя тем самым до такого состояния, что готовы были сделать все, о чем их только ни попросят. Позже Майкл Кейн очень сожалел об этой сцене и поклялся никогда больше не участвовать в фильмах с "голубым" подтекстом.
Из телевизионных версий "Смертельной ловушки" США и Великобритании, транслировавшихся по ТВ в 1980-х, знаменитый эпизод с поцелуем был вырезан.
|