Великобритания, 112 мин.
(c) Thorn EMI Screen Entertainment 1985, UK
(c) Universal Pictures 1985, USA (c) MGM Home Entertainment 1999, USA
Жанр: шпионский триллер, детектив
Режиссер: ... Джон Франкенхаймер
Продюсеры: ... Эди Ландау, Эли Ландау и Морт Абрахамс
Сценарий: ... Джордж Аксельрод, Эдвард Энхальт и Джон Хопкинс по роману Роберта Ладлэма
Оператор: ... Джерри Фишер
Композитор: ... Станислас
Монтаж: ... Ральф Шелдон
Художник-постановщик: ... Питер Маллинз
Художники по костюмам: ... Хьюго Босс и Дерек Хайд
В ролях:
Ноэль Холкрофт ... Майкл Кейн
Хельден Теннисон (Фон Тибольт) ... Виктория Теннант
Джонатан Теннисон (Иоган Фон Тибольт) ... Энтони Эндрюс
Элейн Холкрофт ... Лилли Палмер
Юрген Маас (Эрих Кесслер) ... Марио Адорф
Манфреди ... Майкл Лонсдейл
Лейтон ... Бернард Хептон
Оберст ... Ричард Минх
и др.
Премьера в Великобритании 20 сентября 1985 года
Премьера в США 18 октября 1985 года
Премьера в Финляндии 28 февраля 1986 года
В конце Второй Мировой Войны, когда уже не оставалось никаких сомнений в том, что крах Третьего Рейха неизбежен, финансовый гений нацистской Германии генерал Клаузен при помощи двух сообщников переправил в швейцарский банк сумму, эквивалентную 4,5 миллиардам американских долларов. Эти деньги несколько десятилетий ждали своего часа.
Через сорок лет сын генерала Клаузена - Ноэль Холкрофт, увезенный своей матерью из Германии в Америку задолго до окончания войны, узнает об огромном наследстве, свалившемся на него. Согласно завещанию, Ноэль должен разыскать детей сообщников генерала Клаузена, и лишь тогда они, все вместе, могут вступить в права наследования, употребив эти средства на возмещение убытков, нанесенных человечеству фашизмом.
Мать Ноэля, Элейн, знавшая о коварстве генерала Клаузена не понаслышке, не верит в благородство последних помыслов своего бывшего мужа, всячески пытаясь отговорить сына от участия в этой сомнительной авантюре, которая больше похожа либо на хитроумно спланированную ловушку, либо на что-то еще более страшное.
Действие картины основано на романе Роберта Ладлэма. Прочитав хотя бы несколько его романов не сложно понять, что при всей своей увлекательности, это, прежде всего, романы о заговорах, о конспирации, о действии, а не о людях, во все это вовлеченных. Этой особенности не было уделено достаточно внимания, когда на основе романа "Завещание Холкрофта" был создан сценарий для фильма. В фильме персонажи романа, обретшие осязаемый облик, должны иметь и свои характеры, это - один из основных моментов успеха экранизации. С этой точки зрения "Завещание Холкрофта" явно потерпел неудачу.
Характеры здесь не слишком правдоподобны, разобщены и не достаточно интересны, чтобы приковывать к себе внимание. Даже Ноэль Холкрофт в исполнении Майкла Кейна, имеющего достаточную "закалку" в жанре шпионского кино, выглядит совершенно инородной фигурой. Но винить во всех этих недостатках одного лишь Джона Франкенхаймера было бы неверно. Наоборот, на основе того материала, который был в его распоряжении, он создал в целом достаточно интересное зрелище, подтвердив еще раз свою репутацию режиссера фильмов жанра экшн. И на этот раз у него получился довольно захватывающий шпионский триллер, не перегруженный массой деталей, как это бывает в современных картинах подобного плана.
Если изначально не ожидать от "Завещания Холкрофта" слишком многого, то его просмотр может стать приятным развлечением. Но зная, что фильм создан такими мастерами как Джона Франкенхаймер и Джордж Аксельрод, особо требовательные и ревностные ценители жанра будут, скорее всего, разочарованы.
1985 год - номинация на премию Mystfest - Best Film в категории "лучший фильм" - Джон Франкенхаймер.
Режиссер Джон Франкенхаймер (John Frankenheimer) родился 19 февраля 1930 года в Нью-Йорке, США. Он один из тех голливудских режиссеров, что пришли в кино с телевидения. Франкенхаймер учился ремеслу, ставя учебные фильмы для ВВС, когда служил в армии. Он поставил несколько эпизодов в высоко оцененных критиками сериалах, таких как "You Are There (Ты там)" (1953), прежде чем взяться за свой первый художественный фильм "The Young Stranger (Молодой незнакомец)" (1957), который был адаптацией телефильма, поставленного им же на телевидении.
Франкенхаймер сделал так, что некоторые в противоречивых чувствах подняли брови, сняв жесткую, резкую городскую мелодраму под названием "The Young Savages (Молодые дикари)" (1961). Затем последовал ряд чрезвычайно мощных картин, сделанных в новомодном ключе мэйнстрима, включая "Birdman of Alcatraz (Любитель птиц из Алькатраса)" (1962), "The Manchurian Candidate (Кандидат от Манчжурии)" (1962), "Seven Days in May (Семь дней в мае)" (1964), "Grand Prix (Большой приз)" (1966) и "The Fixer (Посредник)" (1968).
В 1970-х годах Франкенхаймер снял "I Walk the Line (Я иду по линии)" (1970), "The Iceman Cometh (Продавец льда)" (1973), "Black Sunday (Черное воскресенье)" (1977) и "Prophecy (Пророчество)" (1979). Уровень всех этих фильмов был гораздо ниже того, на что был способен Франкенхаймер.
Режиссер, блестящий рассказчик, чье визуальное чувство иногда скрывало слабость исходного сценария, стал меньше работать в 1980-х годах, все же добиваясь временами успеха такими фильмами, как "52 Pick-Up (Получите 52 тысячи)" (1986), "Dead Bang (Смертельный выстрел)" (1989), "The Fourth War (Четвертая война)" (1990) и "Year of the Gun (Год оружия)" (1991). По иронии судьбы, когда "The Manchurian Candidate (Кандидат от Манчжурии)" был заново выпущен на экраны в 1988 году после долгого пребывания на полке, многие критики сочли его лучше, чем большинство современных фильмов, как по содержанию, так и по стилю.
|
Завещание Холкрофта / The Holcroft Covenant (1985) обложка DVD
Ноэль Холкрофт - Майкл Кейн
Хельден Теннисон (Фон Тибольт) - Виктория Теннант
Джонатан Теннисон (Иоган Фон Тибольт) - Энтони Эндрюс
Завещание Холкрофта роман Роберта Ладлэма
Завещание Холкрофта / The Holcroft Covenant (1985) постер, Испания
|
В 1993 году Франкенхаймер стал режиссером высокобюджетой рекламы духов с несравненной Элизабет Тэйлор. Он получил Эмми за постановку телефильма "Against the Wall (Спиной к стене)" (1994) и следом, в том же году, поставил еще один удачный телефильм "The Burning Season (Горящий сезон)". В 1996 году Франкенхаймер снял трехчасовой телефильм "Andersonville (Андерсонвиль)" об ужасах концлагерей времен гражданской войны и экранизацию по произведению Герберта Уэллса "The Island of Dr. Moreau (Остров доктора Моро)" с Вэлом Килмером и Марлоном Брандо, а в 1998 году - "Ronin (Ронин)" с Робертом Де Ниро и Жаном Рено в главных ролях. Скончался режиссер 6 июля 2002 года в Лос-Анджелесе.
Буквально за несколько дней до начала съемок "Завещания Холкрофта" Джон Франкенхаймер и остальные создатели фильма оказались в достаточно сложной ситуации. Из-за творческих разногласий от роли Ноэля Холкрофта отказался Джеймс Каан. Франкенхаймер получил указание от продюсеров незамедлительно начать съемки со сцены на Женевском Озере, в которой Холкрофта и Манфреди преследуют наемные убийцы. Чтобы избежать штрафных санкций, было крайне важно начать съемки в запланированный день, поэтому продюсеры предложили, чтобы Холкрофта изображал дублер. "Было бы неплохо знать, кто же будет играть Холкрофта - Микки Руни или Ричард Чемберлен", ответил на это режиссер, на что ему было рекомендовано в этой сцене сосредоточится на крупных планах преследователей главного героя.
Лишь только через несколько дней после начала съемок на роль Ноэля Холкрофта был утвержден Майкл Кейн, по достоинству оценив актерский диапазон которого, Джон Франкенхаймер назвал его позднее одним из лучших актеров, с которым ему когда-либо приходилось работать. Специально под Майкла Кейна в сценарий были внесены некоторые изменения - к шпионскому сюжету добавили немного юмора, а также было создано объяснение тому, почему американский гражданин Ноэль Холкрофт разговаривает с английским акцентом.
После завершения съемок фильма Франкенхаймер признался, что благодарен той почти безвыходной ситуации, в которой оказались создатели фильма, потому что именно она "свела его с Майклом Кейном". "Теперь уже кажется почти невозможным, чтобы эта картина была снята с кем-то другим в роли Холкрофта. Кейн - мечта для любого режиссера. Своим присутствием он любой фильм сделает лучше, чем тот есть на самом деле", сказал режиссер.
Все нью-йоркские сцены фильма были сняты в Лондоне. Манхэттенской квартирой Холкрофта послужил гостиничный номер в аэропорту Хитроу. Магазин Holcroft Bookstore располагался около Barbican Arts Centre, где был воссоздан кусочек Perry Street нью-йоркского района Greenwich Village.
В эпизоде со швейцарским банком, в котором хранятся деньги Третьего Рейха, были использованы кадры, снятые в трех странах. В Женеве был снят фасад здания La Grande Banque de Geneva, в Берлине - вестибюль, в Лондоне - банковское хранилище с сейфами.
|