|
фильмография ::..
Мона Лиза (1986)
Mona Lisa
Великобритания, 104 мин.
(c) HandMade Films 1986, UK
(c) Екатеринбург Арт 1998, Россия
Жанр: криминальная драма
Режиссер: ... Нейл Джордан
Продюсеры: ... Патрик Кассаветти, Стивен Вули
Исполнительные продюсеры: ... Джордж Харрисон, Дэнис О'Брайен
Сценарий: ... Нейл Джордан, Дэвид Лиланд
Оператор: ... Роджер Прэтт
Композитор: ... Майкл Камэн
Монтаж: ... Лесли Уокер
Художник-постановщик: ... Джейми Леонард
Художник по костюмам: ... Луиза Фрогли
В ролях:
Джордж ... Боб Хоскинс
Симона ...Кэти Тайсон
Мортуэлл ... Майкл Кейн
Томас ... Робби Колтрейн
Андерсон ... Кларк Питерс
Кэти ... Кейт Харди
Джинни ... Зои Нетенсон
Мэй ... Сэмми Дэвис
и др.
Премьера в США 13 июня 1986
Премьера во Франции 6 августа 1986
Премьера в Швеции 19 сентября 1986
Премьера в ФРГ 6 ноября 1986
Премьера в Финляндии 7 ноября 1986
Мелкий воришка Джордж, но, тем не менее, честный и благородный, был подставлен своими подельниками и попал в тюрьму. Отбыв срок, он возвращается к своему бывшему боссу Дэнни Мортуэллу с просьбой о какой-нибудь работе. Мортуэллу поручает Джорджу не очень-то престижное занятие - быть шофером-телохранителем высокооплачиваемой чернокожей проститутки Симоны. Сам того не желая, Джордж с головой окунается в подпольный мир ночного Лондона, где царят жестокие законы. Несмотря на антипатию друг к другу в самом начале, позднее между Симоной и Джорджем возникает симпатия, которую тот ошибочно принимает за любовь. Симона просит Джорджа найти ее пропавшего друга, и он охотно соглашается, не осознавая, что его поиски заведут его в самое сердце преступной империи Мортуэлла.
Особый, стилизованный характер "Моны Лизы" выделяет ее из множества фильмов схожей тематики. Картину Нейла Джордана сразу же сопоставили с образцами американского жанра "черного фильма" - фильм-нуар, а Боба Хоскинса сравнивали потом даже с Хамфри Богартом и Джеймсом Кегни - самыми популярными актерами американских криминальных лент 30 - 40-х годов.
Интересна также и проводимая многими критиками параллель с известной картиной "Taxi Driver (Таксист)" (1976) Мартина Скорцезе. В "Моне Лизе" в чуть более условной манере воссоздана теневая реальность большого города, его оборотная сущность. Таким образом, вновь прозвучали мотивы, обозначенные еще в предыдущей работе Джордана "The Company of Wolves (В компании волков)" (1984), а позже это проявится в больше степени, но в несколько иной манере, и в "Interview with the Vampire (Интервью с вампиром)" (1994). И он оказывается ключевым, определяющим для понимания очередной сказки для взрослых, черной феерии, мрачной фантазии о противостоянии человека силам зла.
Без сомнения, роль Джорджа - настоящий триумф Боба Хоскинса, а Мортуэлла, олицетворяющего собой в фильме "главное зло", пожалуй, можно назвать самым отвратительным персонажем из когда-либо сыгранных Майклом Кейном.
1986 год - премия Best Actor (Cannes Film Festival) - Боб Хоскинс.
1986 год - номинация на премию Golden Palm (Cannes Film Festival) - Нейл Джордан.
1987 год - номинация на премию Oscar в категории "лучший актер" - Боб Хоскинс.
1987 год - премия BAFTA Film Award в категории "лучший актер" - Боб Хоскинс.
1987 год - номинация на премию BAFTA Film Award в категории "лучшая актриса" - Кэти Тайсон.
1987 год - номинация на премию BAFTA Film Award в категории "лучший режиссер" - Нейл Джордан.
1987 год - номинация на премию BAFTA Film Award в категории "лучший монтаж" - Лесли Уокер.
1987 год - номинация на премию BAFTA Film Award в категории "лучший фильм" - Стивен Вули, Нейл Джордан, Патрик Кассаветти.
1987 год - номинация на премию BAFTA Film Award в категории "лучший оригинальный сценарий" - Нейл Джордан, Дэвид Лиланд.
1987 год - премия BSFC Award (Boston Society of Film Critics Awards) в категории "лучший актер" - Боб Хоскинс.
1987 год - премия Golden Globe в категории "лучший актер драмы" - Боб Хоскинс.
1987 год - номинация на премию Golden Globe в категории "лучший фильм - драма".
1987 год - номинация на премию Golden Globe в категории "лучшая актриса второго плана" - Кэти Тайсон.
1987 год - номинация на премию Golden Globe в категории "лучший сценарий" - Нейл Джордан, Дэвид Лиланд.
1987 год - премия KCFCC Award (Kansas City Film Critics Circle Awards) в категории "лучший актер" - Боб Хоскинс.
1987 год - премия ALFS Award (London Critics Circle Film Awards) в категории "актер года" - Боб Хоскинс.
1986 год - премия LAFCA Award (Los Angeles Film Critics Association Awards) в категории "лучший актер" - Боб Хоскинс.
1986 год - премия LAFCA Award (Los Angeles Film Critics Association Awards) в категории "лучшая актриса второго плана" - Кэти Тайсон.
1987 год - премия NSFC Award (National Society of Film Critics Awards, USA) в категории "лучший актер" - Боб Хоскинс.
1986 год - премия NYFCC Award (New York Film Critics Circle Awards) в категории "лучший актер" - Боб Хоскинс.
1986 год - премия Best Actor (Valladolid International Film Festival) в категории "лучший актер" - Боб Хоскинс.
1986 год - премия Golden Spike (Valladolid International Film Festival) в категории "лучший фильм" - Нейл Джордан.
1987 год - номинация на премию WGA Award (Screen) (Writers Guild of America, USA) в категории "лучший оригинальный сценарий" - Нейл Джордан, Дэвид Лиланд.
|
Мона Лиза / Mona Lisa (1986) - обложка DVD
Джордж - Боб Хоскинс
Симона - Кэти Тайсон
Мортуэлл - Майкл Кейн
Джинни - Зои Нетенсон
Кэти - Кейт Харди
Томас - Робби Колтрейн
Мона Лиза / Mona Lisa (1986) - саундтрек
|
1988 год - премия BMI Film & TV Award в категории "лучшая песня, исполненная для фильма" - "In Too Deep", группа "Genesis" - Фил Коллинз, Тони Бэнкс, Майкл Резерфорд.
Режиссер и сценарист Нейл Джордан (Neil Jordan) родился 25 февраля 1950 года в Слиго, Ирландия. Учился в Дублинском университете, изучал ирландскую историю и английскую литературу. Критики как-то назвали его "пожалуй, самой поэтически выразительной личностью в англоязычном кинематографе". И это при том, что Джордан снимает по большей части криминальные драмы и мистику с налетом черного юмора.
Подобная оригинальность и неоднозначность его произведений проистекает, по словам самого Джордана, из его детских воспоминаний. Он говорил, что Ирландия - край весьма унылый и не подверженный серьезным переменам, пропитанный насквозь католическим духом, и своеобразный отрыв от современности порождает ощущение иррациональности. Именно иррациональность, нелогичность мира и странные его обитатели более всего привлекают внимание режиссера.
Свой творческий путь Нейл Джордан начинал как писатель, в 1976 году опубликовал сборник рассказов "Ночь в Тунисе", а еще через четыре года у него вышел роман "Прошлое". В киноиндустрии Нейл Джордан появился благодаря режиссеру Джону Бурмену, который пригласил его в качестве литературного консультанта для работы над сценарием "Excalibur (Экскалибур)" (1981). Позже Джордан сделал документальную ленту о съемках этого фильма.
Как сценарист он участвовал также в создании фильма "Traveller (Путешественник)" (1981), а на следующий год Нейл Джордан снял по своему сценарию криминальную драму "Angel (Ангел)" (1982). Большой международный интерес привлекла следующая работа Джордана, своеобразная "страшная сказка" о Красной Шапочке - "The Company of Wolves (В компании волков)". Фильм, вышедший в 1984 году, сделал неплохую кассу и отличался прекрасной операторской и режиссерской работой. Затем последовал коммерчески успешный триллер о самых неприглядных сторонах лондонского преступного мира - "Mona Lisa (Мона Лиза)" (1986), а исполнитель главной роли, Боб Хоскинс, был отмечен несколькими кинематографическими призами.
После недолгой и не слишком успешной работы в Голливуде режиссер вернулся в Англию, где поставил один из лучших своих фильмов "The Miracle (Чудо)" (1991). Международным хитом стал психологический триллер Нейла Джордана "The Crying Game (Возмутительная игра)" (1992), получивший шесть номинаций на Оскар - Джордан же удостоился премий Американской киноакадемии и Нью-йоркской ассоциации кинокритиков за лучший оригинальный сценарий.
В 1994 году на экраны вышла его экранизация романа Энн Райс "Interview with the Vampire (Интервью с вампиром)" с Томом Крузом и Брэдом Питтом, снискавшая большой зрительский успех. Через два года Нейл Джордан осуществил свой долго вынашиваемый проект - поставил биографическую ленту "Michael Collins (Майкл Коллинз)" (1996), об одном из основателей Ирландской республиканской армии. Фильм был удостоен в том же году приза Золотой лев на фестивале в Венеции. Вышедшая в 1997 году картина "The Butcher Boy (Мясник)" принесла своему создателю Серебряного медведя Берлинского фестиваля.
В 1999 году на экраны вышла очередная работа Джордана - драма по роману Грэма Грина "The End of the Affair (Конец романа)", главные роли в которой исполнили Рэйф Файнс и Джулианна Мур. Картина выдвигалась по двум номинациям на Оскар и по 10 (!) на призы Британской киноакадемии, но в итоге БАФТу получил лишь Джордан.
В 2003 году ирландский драматург и режиссер Конор Макферсон написал сценарий по рассказу Нейла Джордана, легший в основу сценария картины "The Actors (Актеры)" (2003). Участие Джордана в проекте этим не ограничилось - он стал продюсером картины.
По одной из ранних версий сценария Джордж должен был быть чуть старше, и эту роль предложили Шону Коннери. Хотя Коннери ранее и восхищался многими работами Джордана и хотел сниматься у него, эта роль ему не понравилась.
В некоторых сценах фильма задействованы настоящие "ночные бабочки".
Боб Хоскинс до самого начала съемок не знал, что в фильме будет сниматься Майкл Кейн. Во время съемок предыдущего фильма "Sweet Liberty (Сладкая свобода)" (1986), в котором они снимались вместе, Кейн сказал Хоскинсу, что ему предложили небольшую роль крайне неприятного типа, не уточнив при этом в каком именно фильме, и не сказав, что он на нее уже согласился. Майкл хотел сделать другу сюрприз.
Один из продюсеров фильма Дэнис О'Брайен предлагал пригласить на роль Симоны Грэйс Джонс после того, как увидел ее в картине "View to a Kill (Вид на убийство)" (1985) из серии фильмов об аненте 007 Джеймсе Бонде.
|
|
|
|