США-Швейцария, 118 мин.
(c) Georges-Alain Vuille Production 1979, USA
(c) Warner Bros. Pictures 1979, USA
Жанр: драма / приключения / боевик
Режиссер: ... Ричард Флейшер
Продюсер: ... Жорж-Ален Виль
Сценарий: ... Стивен Геллер по роману "Ebano" Альберто Васкеса Фигуероа
Оператор: ... Альдо Тонти
Композитор: ... Майкл Мелвойн
Монтаж: ... Эрнест Уолтер
Художник-постановщик: ... Марио Чиари
Спецэффекты: ... Альдо Гаспарри
В ролях:
Дэвид Линдерби ... Майкл Кейн
Сулейман ... Питер Устинов
Малик ... Кабир Беди
Ананса Линдерби ... Беверли Джонсон
Принц Хассан ... Омар Шариф
Брайан Уокер ... Рекс Харрисон
Джим Санделл ... Уильям Холден
и др.
Премьера в Великобритании февраль 1979
Премьера в Дании 9 марта 1979
Премьера в ФРГ 15 марта 1979
Премьера в Финляндии 16 марта 1979
Премьера в США апрель 1979
Премьера в Голландии 12 апреля 1979
Доктор-англичанин Дэвид Линдерби и его жена Ананса из африканской народности ашанти, которая тоже врач - сотрудники Всемирной организации здравоохранения в Гане. Они ездят по затерянным в джунглям африканским селениям и делают людям прививки. В одной из деревень Анансу похищают. Местная полиция убеждает Дэвида, что для поисков его жены будет сделано все возможное. Один из офицеров говорит Дэвиду о высокой вероятности того, что его жена была похищена работорговцем Сулейманом, который теперь должен доставить свой живой товар к Красному морю на продажу. Но местные власти категорически не желают признавать, что в их стране почти безнаказанно процветает работорговля.
Дэвид, потеряв всякую надежду когда-либо снова увидеть свою жену, начинает самостоятельные поиски. Брайан Уокер, неофициально расследующий случаи похищения людей, знакомит его с пилотом вертолета Джимом Санделлом, с которым Дэвид безуспешно пытается настигнуть Сулеймана, пока тот не пересек границу Ганы. Затем Уокер сводит Дэвида с бедуином Маликом, семью которого Сулейман угнал в рабство год назад. Вдвоем Дэвид и Малик отправляются в опасное путешествие через Сахару к Красному морю, чтобы найти Анансу до того, как ее продадут богатому арабскому шейху.
В своей автобиографии Майкл Кейн признается, что это самый плохой фильм, в котором он когда-либо снимался, и участвовал он в нем исключительно из-за денег. Примечательно, что ни про один из других фильмом, дружно признанных критиками не самыми лучшими в его карьере, Майкл так не отзывался. И все, же он не справедлив. По сравнению, например, с "The Swarm (Рой)" (1978), в котором Майкл снялся годом ранее и который можно назвать его абсолютным актерским позором, любой, даже не претендующий на какую-либо художественную ценность, фильм покажется шедевром. Так что можно согласится с Майклом в том, что "Ашанти" далеко не вершина его актерской карьеры, но, честное слово, фильм в целом не так уж и плох.
Скорее, его можно отнести к средней руки боевикам - вялотекущий, большую часть которого занимает погоня, с потрясающим актерским составом (Устинов, Харрисон, Холден, Шариф) и довольно красивыми и экзотическими пейзажами, с затянутым местами сюжетом, уныло копирующим более успешные проекты и нещадно эксплуатирующим надоевшие стереотипы и штампы.
Сценарий фильма написан по бестселлеру малоизветного у нас писателя Альберто Васкеса Фигуероа "Ebano". Но живость событий, саспенс, сделавший книгу столь популярной, в киноверсии полностью отсутствуют. Далеко не самым плохим актерам мирового кинематографа остается только произносить положенные им по сценарию фразы и стараться делать вид, что все самое интересное еще впереди. Роль Уильяма Холдена слишком мала; Омар Шариф в роли арабского принца как всегда изящен и обаятелен; персонаж Рекса Харрисона вызывает ощущение какой-то недосказанности. Харизматичный Питер Устинов очень убедительно изображает Сулеймана - человека без чести и совести. Очень колоритен Кабир Беди в роли бедуина, одержимого местью. Майкл Кейн очень правдоподобно, без тени фальши, передает чувства человека, почти отчаявшегося снова увидеть свою жену - англичанина, чья страна веками воплощала в жизнь жесточайшую колониальную политику со всеми вытекающими последствиями в виде рабства, теперь самолично с ним столкнувшегося.
Режиссер Ричард Флейшер (Richard Fleischer) родился 8 декабря 1916 года в нью-йоркском районе Бруклин. Его отец, Макс Флейшер, выходец из Польши был известным аниматором, начавшим работать в кино еще в конце десятых годов 20-го века.
Ричард изучал психологию в Университете Брауна, но вскоре его пристрастия изменились и он поступил на театральный факультет Йельского университета. В возрасте 21 года он организовал в университете театральную труппу, а в 26 начал работать в нью-йоркском отделении кинокомпании RKO. Сначала Флейшер монтировал еженедельные новостные киножурналы, а затем сам начал снимать короткометражки. В 1948 году его пригласили в Голливуд на первый полнометражный проект, однако до этого он уже успел получить Осара за свою последнюю документальную работу "Design for Death (Предназначенные к смерти)" (1947).
Следующие работы режиссера "Follow Me Quietly (Тихо следуй за мной)" (1949) и "The Narrow Margin (Узкая грань)" (1952) также обратили на себя внимание критиков. Однако, чувствуя, что дни студии RKO сочтены, Ричард перебрался на MGM, где снял комедию "The Happy Time (Счастливые времена)" (1953).
После неудачной картины "Arena (Арена)" (1953) Флейшер перешел на студию Уолта Диснея. Знаменитый мультипликатор и продюсер дал Ричарду возможность поставить высокобюджентную экранизацию романа Жюля Верна "20000 Leagues Under the Sea (20000 лье под водой)" (1954) с Кирком Дугласом и Джеймсом Мэйсоном. Картина принесла Флейшеру репутацию мастера экшн-фильмов, легко управляющегося со спецэффектами, и его следующие проекты, такие как "The Vikings (Викинги)" (1958) с Кирком Дугласом и Тони Кертисом, "Fantastic Voyage (Фантастическое путешествие)" (1966) и "Tora! Tora! Tora! (Тора! Тора! Тора!)" (1970), получивший в 1971 году премию Оскар за лучшие визуальные эффекты, только подтвердили это.
Кроме того, режиссеру удавались криминальные драмы и фильмы в жанре "нуар" - "Violent Saturday (Жестокая суббота)" (1955) с Сильвией Сидни, "Compulsion (Принуждение)" (1959) с Дином Стоквелом и Орсоном Уэллсом и "The Boston Strangler (Бостонский душитель)" (1968), в котором одну из своих лучших ролей сыграл Тони Кертис.
Коммерческий успех не всегда сопутствовал Флейшеру. Даже такие, как казалось беспроигрышные проекты, как "Doctor Dolittle (Доктор Дулиттл)" (1967) с Рексом Харрисоном и "Che! (Че!)" (1969) с Омаром Шарифом практически провалились в прокате. Флейшер продолжал работать до конца 1980-х, чередуя хиты, такие как "The New Centurions (Новые центурионы)" (1972) и "Conan the Destroyer (Конан-разрушитель)" (1984) - второй фильм из серии фильмов о Конане-варваре с Арнольдом Шварценеггером, со все более частыми неудачами - "Ashanti (Ашанти)" (1979), "The Jazz Singer (Певец джаза)" (1980) с Нилом Даймондом и "Million Dollar Mystery (Тайна ценою в миллион долларов)" (1987).
|
Ашанти / Ashanti (1979) - обложка DVD
Ашанти / Ashanti (1979) - постер, США
Дэвид Линдерби - Майкл Кейн
Ананса Линдерби - Беверли Джонсон
Малик - Кабир Беди
Хассан - Омар Шариф
Сулейман - Питер Устинов
Брайан Уокер - Рекс Харрисон
Джим Санделл - Уильям Холден
|