Великобритания, 189 мин.
(c) Euston Productions 1988, UK
(c) Digital Entertainment 1988, UK
Жанр: драма / триллер
Режиссер: ... Дэвид Уикс
Продюсер: ... Дэвид Уикс
Исполнительные продюсеры: ... Леонард Хилл, Роберт О'Коннор, Ллойд Ширли
Сценарий: ... Дерек Марлоу, Дэвид Уикс
Оператор: ... Алан Хьюм
Композитор: ... Джон Кэмерон
Монтаж: ... Кейт Палмер
Художник-постановщик: ... Тони Ридинг
Художник по костюмам: ... Рэймонд Хьюз
Спецэффекты: ... Крейг Чендлер
В ролях:
Инспектор Фредерик Эбберлайн ... Майкл Кейн
Сержант Джордж Годли ... Льюис Коллинз
Ричард Мэнсфилд ... Арманд Ассанте
Эмма Прентис ... Джейн Сеймур
Сэр Уильям Галл ... Рэй Макэнли
Роберт Джеймс Леис ... Кен Боунс
Доктор Рис Ллойелин ... Майкл Хьюз
Сэр Чарльз Уоррен ... Хью Фрэйзер
Томас Арнольд ... Эдвард Джадд
Бенджамин Бэйтс ... Джонатан Мур
Мэри Джейн Келли ... Лизетт Энтони
Джон Нэтли ... Джордж Суини
Джордж Ласк ... Майкл Готэрд
Кэтрин Эддоус ... Сюзан Джордж
Энн Чепмен ... Дидри Костелло
и др.
Премьера в Великобритании 18 сентября 1988
Премьера в США 21 октября 1988
Премьера в ФРГ 4 апреля 1989
Премьера в Финляндии 9 сентября 1990
В середине XIX века центр Лондона был порядком перестроен: жилые площади заменялись на торговые, на месте домов прокладывались рельсы для железных дорог. Людская масса, вытолкнутая этими изменениями с насиженного места, растека- лась по другим районам, создавая в и без того густонаселенных местах настоящую давку. Район Уайтчепел, часть Ист-Энда, был вполне показательным в этом смысле - самая свирепая нищета, настоящая людская свалка, форменный Ноев ковчег - спасающиеся от континентальных нравов евреи, бегущие от голода деревенские жители, собственный городской "пролетариат". Вонь, грязь и полное презрение к человеческой жизни.
В год, предшествующий появлению Потрошителя, и за полгода до совершенных им деяний были убиты десятки женщин примерно схожего положения: почти все были пьяны, почти все зарабатывали торговлей собственным телом. Убийц ловили редко: криминалистика была в зародышевом состоянии. Впрочем, если ловили, то обходились с ними сурово: апелляционная инстанция по уголовным делам отсутствовала, и осужденного уголовным судом могла спасти только Королева, а Королева Виктория мягким нравом не славилась.
И вот на таком фоне появился Джек Потрошитель - убийца, ставший причиной парламентских дебатов. Убийца, о поимке которого осведомлялась королевская семья. Теоретически, этой его славе есть простое объяснение: прозвище "Джек Потрошитель", которое он придумал себе сам, подходило ему как нельзя кстати, ведь свои жертвы он в буквальном смысле слова потрошил, а затем это имя с радостью подхватили и газетчики.
Однако, расчлененные и изуродованные тела полиция Ист-Энда находила и раньше, а жестокостью местную публику было не удивить. Дело заключалось в другом - история Джека Потрошителя стала первым в истории журналистики случаем, освещенным способами, впоследствии ставшими каноническими. От прямых репортажей с места событий с зарисовками и опросом всех, кто имел хоть какое-то отношение к происходящему, до феноменальных неточностей, подтасовок и откровенной лжи. Из-за такой суеты история, сама по себе леденящая кровь, приобрела статус зловещей притчи и то, что убийца так и не был не только пойман, но и даже так и не было названо его реальное имя, выглядит крайне для притчи логичным.
Лондон, 31 августа 1888 года, полиция находит в Уайтчепеле (Ист-Энд) изуродованное тело уличной проститутки Мэри Энн Николс. Несколько дней спустя найдено еще одно тело. Оба убийства были совершены по выходным, жестокость, с которой убийца уродовал тела женщин, возрастала от случая к случаю. Для скорейшего расследования этого дела назначен инспектор Скотланд-Ярда Фредерик Эбберлайн - блестящий детектив, слегка, правда, "подмочивший" свою репутацию у начальства и коллег своим беспробудным пьянством. Начальство Эбберлайна рассудило так - если он найдет убийцу - прекрасно, а если он потерпит неудачу, то из него с легкостью можно будет сделать "козла отпущения".
Эбберлайн со своим помощником сержантом Джорджем Годли после осмотра мест преступлений приходят к выводу, что убийства совершены одним и тем же человеком - это следовало не только из их жестокости, но и способа, которым они совершались. Эбберлайн предполагает, убийца - человек, знакомый с анатомией - скорее всего доктор или мясник, а необъяснимая извращенность убийцы наталкивает его на представление о нем как о помешанном. Последующие убийства укрепляют инспектора в его предположениях. Для лучшего понимания психологии убийцы инспектор прибегает к помощи виднейшего английского ученого в области психиатрии сэра Уильма Галла.
Почти сразу же, после первого убийства, Эбберлайн начинает подозревать полицейского врача Риса Ллойелина, когда выяснилось, что при первом осмотре тела Мэри Николс он не обнаружил ничего, кроме перерезанного горла, а при втором осмотре констатировал отсутствие у жертвы внутренних органов. Спустя несколько дней к Эбберлайну приезжает Роберт Леис - известный лондонский прорицатель и личный медиум королевы Виктории, утверждающий, что он видел убийцу в своих видениях. Леис говорит Эбберлайну, что нужно искать "человека с двумя лицами".
Эмма Прентис, художница лондонской газеты Стар, со слов Леиса рисует портрет подозреваемого. В получившемся рисунке она с изумлением узнает американского актера Ричарда Мэнсфилда, чьими невероятными перевоплощениями в постановке "Доктор Джекил и Мистер Хайд" восторгается весь Лондон. Мэнсфилд также оказывается под подозрением.
1989 год - премия Golden Globe (USA) в категории "лучший актер телевизионного сериала" - Майкл Кейн.
1989 год - номинация на премию Golden Globe (USA) в категории "лучший телевизионный сериал".
1989 год - номинация на премию Golden Globe (USA) в категории "лучший актер второго плана в телевизионном сериале" - Арманд Ассанте.
1989 год - премия Emmy Award в категории "лучшие парикмахеры-стилисты" - Бэтти Гласоу, Стив Холл, Элэйн Боуэрбанк.
1989 год - номинация на премию Emmy Award в категории "лучший актер второго плана в телевизионном сериале" - Арманд Ассанте.
1989 год - номинация на премию American Cinema Editors, USA (Eddy) в категории "лучший монтаж телевизионного сериала" - Кейт Палмер.
Вскоре после убийства Мэри Николс в полицию и газеты пошли письма - в одном из них, пришедшем в Центральное агентство новостей, впервые появилось и имя - Джек-Потрошитель. Это письмо, начинавшееся словами "Дорогой босс", полиция отдала в газеты. С тех пор поток корреспонденции не прекращался. Практически все подобного рода послания ныне объявлены подделками - автором большинства из них был служащий того же Центрального агентства новостей Том Буллинг. Подлинным документом признана единственная записка, написанная с огромным количеством грамматических ошибок, возможно, сделанных нарочно, и начинающаяся с адреса. Адрес гласил: "Из ада".
Подозреваемых в убийствах было более двадцати человек и их число множилось по мере отдаления исследователей от момента преступления. В число подозреваемых попал даже принц Альберт - внук королевы Виктории.
Телевизионная премьера "Джека Потрошителя" в Великобритании состоялась ровно чрез 100 лет после описанных в фильме событий.
В 1973 году компания BBC затеяла серию телепередач, в которых проводилось независимое расследование самых громких преступлений. В случае истории о Джеке Потрошителе была выдвинута теория о существовании незаконнорожденного ребенка упомянутого уже принца Альберта и девушки-католички по имени Мэри Элизабет Крук, о массонском заговоре с целью скрыть факт существования наследника престола-католика и о королевском враче сэре Уильяме Галле, котрый с помощью своего подручного Джона Нэтли убивал девиц, что-либо знавших о ребенке. Вся эта история была поведана телевизионщикам Джозефом Сикертом - внуком Мэри Крук. Впоследствии Сикерт неоднократно заявлял, что он выдумал эту историю от начала до конца. Одним из постановщиков этого проекта был Дэвид Уикс.
|
Джек потрошитель / Jack the Ripper (1988) - обложка английского DVD
Инспектор Фредерик Эбберлайн - Майкл Кейн
Сержант Джордж Годли - Льюис Коллинз
Эмма Прентис - Джейн Сеймур
Роберт Джеймс Леис - Кен Боунс
Ричард Мэнсфилд - Арманд Ассанте
Сэр Чарльз Уоррен - Хью Фрэйзер
Джордж Ласк - Майкл Готэрд
Сэр Уильям Галл - Рэй Макэнли
Бенджамин Бэйтс - Джонатан Мур
Томас Арнольд - Эдвард Джадд
|
По сравнению с предыдущими постановками создатели фильма очень внимательно отнеслись ко всем фактам истории о Джеке Потрошителе для чего добились почти невозможного - получили разрешение на ознакомление с засекреченными материалами Министерства внутренних дел Великобритании. Вопреки своим надеждам, Дэвид Уикс не обнаружил там ничего особо ценного. В 1888 году в судебной практике еще не использовались отпечатки пальцев и анализ на группу крови, не было также и исчерпывающих медицинских заключений. Показания очевидцев часто противоречили друг другу. К тому же многие материалы за столько лет были просто утеряны.
Дэвид Уикс написал сценарий телефильма для компании Thames TV, а в сентябре 1987 года начались съемки с Барри Фостером в роли инспектора Эбберлайна. Однако, проектом заинтересовались и на другой стороне Атлантики - компания CBS предложила свое участие, подкрепив свой интерес 11-ю миллионами долларов. Новый бюджет позволял сделать проект более масштабным, чем задумывалось вначале, и Дэвиду Уиксу пришлось переписывать сценарий.
|
Участие CBS предполагало, что фильм попадет и на американское телевидение. Специфика проката телефильма в Америке требовала, чтобы в главных ролях были заняты известные в США актеры. По рекомендации CBS к проекту присоединились Джейн Сеймур и Арманд Ассанте. Льюиса Коллинза в проект привел Дэвид Уикс, считая свой выбор весьма удачным, что впоследствии подтвердилось.
На роль Фредерика Эбберлайна пригласили Майкла Кейна, который прочтя сценарий Уикса, тут же согласился сниматься. До этого почти 20 лет Кейн не снимался в телефильмах. Его гонорар (по слухам) составил 1 миллион долларов.
Несмотря на такое внимание создателей фильма к историческим деталям, как всегда не обошлось без недоразумений. Так, например, потомки Фредерика Эбберлайна были очень раздосадованы тем, что в фильме их прославленный предок изображен как не совсем уравновешенный человек и алкоголик. Реальный инспектор Эбберлайн был весьма разумным человеком, женатым и не склонным к эксцентрике.
В 2001 году на экраны вышла очередная голливудская экранизация - "From Hell (Из ада)" (2001) с Джонни Деппом в главной роли. Депповский Эбберлайн - завсегдатай опиумных притонов. О реакции потомков инспектора на эту "сценарную находку" ничего не известно.
Дэвид Уикс полагал, что чем меньше людей будет знать детали проекта, тем более сильным будет интерес к нему. Поэтому для сериала были сняты четыре варианта окончания, в которых под маской Джека Потрошителя были разоблачены четыре разных человека. Только восемь членов съемочной группы знали, какой из этих вариантов окончания попадет в фильм.
Выйдя на экраны, "Джек Потрошитель" установил абсолютный рекорд рейтинга для телевизионного фильма. Зрительский интерес к картине был настолько высок, что в те несколько вечеров в сентябре 1988 года, когда фильм демонстрировался по обеим сторонам Атлантики, на дорогах исчезали пробки - всем хотелось оказаться дома к началу очередной серии и узнать тайну Джека Потрошителя.
Выводы авторов фильма о личности Джека Потрошителя явились результатом тщательного анализа и дедуктивного расследования. Возможно, другие исследователи, криминалисты и авторы думают иначе, однако создатели картины полагают, что их умозаключения вполне имеют право на существование.
Актер Хью Фрэйзер на съемках фильма носил мундир на самом деле принадлежавший сэру Чарльзу Уоррену.
Один из самых запоминающихся эпизодов фильма - это сцена из спектакля "Доктор Джекил и Мистер Хайд", в которой Ричард Мэнсфилд (Арманд Ассанте) перевоплощается в Хайда, а инспектор Эбберлайн (Майкл Кейн) с изумлением и ужасом наблюдает за ним из-за кулис. Через два года Дэвид Уикс снимет телевизионный фильм "Jekyll & Hyde (Джекил и Хайд)" (1990), в котором эти перевоплощения будет играть Майкл Кейн.
|