США, 101 мин.
(c) Amblin Entertainment 1992, USA
(c) Touchstone Pictures 1992, USA
(c) ВидеоСервис 2001, Россия
Жанр: комедия
Режиссер: ... Питер Богданович
Продюсер: ... Фрэнк Маршалл
Исполнительные продюсеры: ... Питер Богданович, Джоан Брэдшоу и Кэтлин Кеннеди
Сценарий: ... Марти Каплан по пьесе Майкла Фрейна
Оператор: ... Тим Сурстед
Композитор: ... Ирвинг Берлин
Монтаж: ... Лиза Дэй
Художник-постановщик: ... Норман Ньюберри
Декорации: ... Джим Даффи
Художник по костюмам: ... Бэтси Кокс
В ролях:
Дотти Отли / Миссис Клаккет ... Кэрол Барнетт
Ллойд Феллоус ... Майкл Кейн
Фредерик Даллас / Филип Брэнт ... Кристофер Рив
Гарри Лейжен / Роджер Тремплмайн ... Джон Риттер
Поппи Тейлор ... Джули Хагерти
Белинда Блэйр / Флавия Брэнт ... Мэрилу Хеннер
Брук Эштон / Вики ... Николлетт Шеридан
Сэлсдон ... Денхольм Эллиот
Тим Эллгуд ... Марк Линн-Бейкер
и др.
Премьера в США 20 марта 1992
Театральный режиссер Ллойд Феллоус всеми силами пытается поставить не самую лучшую пьесу с не самыми лучшими актерами, в этом нелегком деле всецело полагаясь лишь на свой неиссякаемый сарказм и Валиум. Последняя репетиция перед спектаклем, который должен состояться уже через несколько часов, но актеров волнует отнюдь не пьеса, а их собственные проблемы: Гарри и Дотти влюблены друг в друга; Фредерика бросила жена; Белинда, влюбленная в него, всячески пытается его утешить; Брук вообще ничего не понимает и постоянно теряет контактные линзы.
Ллойд тоже не может похвастаться бесстрастием. Помимо постановки дурацкой пьесы с не менее дурацкими сардинами, которые постоянно забывают то принести, то унести, за две недели трудов он умудрился одновременно закрутить романы со своей помощницей Поппи и с Брук. В случае разоблачения скандал неизбежен. Периодически все дружно кидаются искать Сэлсдона - ветеран сцены известен своим пристрастием к "зеленому змию" и потеря бдительности грозит срывом спектакля.
Каким-то чудом премьера все же состоялась, и труппа вместе с пьесой отправляется в тур по городам и весям Америки, но уже без Ллойда, который отправился в Нью-Йорк ставить "Гамлета". Актеров не оставляют их проблемы и трудности взаимоотношений. Наоборот, от долгого совместного пребывания и отсутствия твердой режиссерской руки, они только обостряются. Обстановка накалена до предела, что не замедлило отразиться на их интерпретации злосчастной пьесы перед взорами изумленных зрителей, но это ничто по сравнению с тем, что творится за кулисами...
Чехов когда-то шутил: "Если бы на сцене вместо пьес показывали театральные недоразумения, публика бы валила валом в театр". Шуткой и воспользовался страстный почитатель драматургии русского классика, переводчик его "Вишневого сада" и "Трех сестер", один из наиболее популярных в Англии современных драматургов Майкл Фрейн. Журналист, автор пяти романов, сценарист и философ, он с восьми лет стал пленником сцены, смастерив театр марионеток и играя перед своими домочадцами пьесы собственного сочинения.
Драматургией Майкл Фрейн занялся в начале 70-х, написал девять пьес в традициях английской комедии, которая соединяет точность жизненных ситуаций с остротой гротеска. Этим драматург владеет блестяще, умея смешить, не теряя при этом вкуса, чувства меры и точности данных героям и их поступкам характеристик.
Чеховская шутка и вдохновила его на создание пьесы, построенной на реальных недоразумениях из жизни театра. В своей пьесе "Noises Off..." драматург применяет открытый еще в шекспировские времена прием "театр в театре", показывая зрителям несуразную, нелепую, суматошную жизнь антрепризной труппы. Фрейн создал пьесу об актерах, которые ссорятся, мирятся, периодически хотят друг друга убить и при этом еще пытаются работать, хотя, казалось бы, это в их жизни уже совсем лишнее. Ничем, кроме комедии, пьеса с таким сюжетом быть не может.
Выяснение отношений продолжается на сцене, о чем даже не подозревают зрители - спектакль, который пытаются поставить фрейновские актеры, начинает жить их собственной жизнью. Жизнь и театр безнадежно перепутываются, персонажи постоянно попадают в щекотливые ситуации и вынуждены самым комичным образом из них выпутываться, но, в конечном счете, каждый находит свое личное счастье. Путь будет долгим, запутанным и безумно смешным.
Фрейн смеется над своими персонажами, но добродушно, не высмеивая, поскольку сам любит это странное семейство и нежно относится ко всему, что с ним связано и чем оно дышит. Так что комедия Фрейна, написанная в 1982 году, с огромным успехом обошедшая почти все театральные сцены мира и уже более двух десятилетий несущая славу самой смешной "комедии кулис", стараниями Питера Богдановича и Марти Каплана попала таки на большой экран. Богдановичу удалось в полной мере передать тот хаос, который живет в головах и душах актеров - постоянно, при любых обстоятельствах.
"Безумные подмостки" можно смело назвать одной из самых смешных комедий, не только 1990-х, но и, пожалуй, за всю историю кинематографа. Во всяком случае, при просмотре еще какого фильма, скажите на милость, примерно на 30-й минуте вас непременно скрутят истерические смешки и не отпустят до самых финальных титров. И какое счастье, подумаете вы, что фильм длится всего-то полтора часа. Но при этом здесь нет ни одного проходного кадра, что не позволяет отвлечься буквально ни на секунду. Так что полтора часа эти выдадутся весьма и весьма насыщенными - идеями, действием, смехом.... и сардинами!
|
Безумные подмостки / Noises Off... (1992) - российское издание на VHS
Ллойд Феллоус - Майкл Кейн
Дотти Отли - Кэрол Бурнетт
Поппи - Джули Хагерти
Фредерик Даллас - Кристофер Рив
Гарри Лейжен - Джон Риттер
Брук - Николлетт Шеридан
|
1994 год - премия Audience Award (Peniscola Comedy Film Festival) - Питер Богданович.
Режиссер Питер Богданович (Peter Bogdanovich) родился 30 июля 1939 года в Кингстоне, штат Нью-Йорк, США. Вырос на Манхэттене, в пятнадцать лет стал заниматься в актерской студии Стеллы Адлер, и свой творческий путь он начал как театральный актер и режиссер. Однако впоследствии Богданович увлекся кинематографом, публиковал критические статьи и обзоры, стал автором нескольких монографий об Орсоне Уэллсе, Говарде Хоуксе, Альфреде Хичкоке.
По примеру французских коллег "новой волны", он решил стать режиссером и в 1964 году отправился в Голливуд. Там он вскоре сблизился с известным режиссером и продюсером Роджером Корманом, работал у него ассистентом и в 1968 году получил возможность для режиссерского дебюта, триллер "Цели (Targets)", в котром был ещё и продюсером и автором сценария.
Затем Питер Богданович снял документальную ленту "Directed by John Ford (Поставлено Джоном Фордом)" (1971). Следующая работа режиссера - меланхоличная экранизация романа Макмертри - "The Last Picture Show (Последний киносеанс)", вышедшая в том же году, принесла ему премию Оскар, признание критиков и стала коммерческим хитом. Успех сопутствовал и его новым картинам "What's Up, Doc? (Что нового, док?)" (1972) с Барбарой Стрейзанд, "Nickelodeon (Никельодеон)" (1976) и комедии "Paper Moon (Бумажная луна)" (1973), причем последняя считается лучшим достижением режиссера.
Карьера Питера Богдановича испытала резкий спад, когда занятая в его комедии "They All Laughed (Все они смеялись)" (1981) актриса Дороти Стрэттен была убита ревнивым мужем, и сам режиссер оказался почти на грани банкротства, стремясь выкупить права на этот фильм. Свидетельством возвращения Богдановича стала драма "Mask (Маска)" (1985), за роль в которой Шер получила приз Каннского фестиваля как лучшая актриса.
В последние годы режиссер больше работает на телевидении, но, тем не менее, продолжает снимать для большого кино - "The Thing Called Love (То, что называют любовью)" (1993) и "The Cat's Meow (Смерть в Голливуде)" (2001).
Пьеса Майкла Фрейна "Noises Off..., название которой можно перевести как "Шум за сценой", состоит из трех действий: первый акт - генеральная репетиция, второй - дневной спектакль, третий - вечерний спектакль.
Для того, чтобы пьесу, написанную для театра, адаптировать для кино, в оригинал были добавлены некоторые сцены: например, самая первая сцена, в которой герой Майкла Кейна, Ллойд, выбегает из театра, и заключительная, в которой он возвращается обратно (третий акт пьесы заканчивался провалом вечернего спектакля и криком "Занавес!"). Также в фильм был добавлен голос Майкла Кейна, за кадром повествующий обо всех злоключениях пьесы и актеров.
Кроме значительных изменений литературного первоисточника, были и незначительные. Так, герои пьесы Ллойд Даллас (режиссер) и Фредерик Феллоус (актер) в киноверсии "поменялись" фамилиями, в фильме они Ллойд Феллоус (режиссер) и Фредерик Даллас (актер).
|