Великобритания, 114 мин.
(c) Lewis Gilbert 1966, UK
(c) Paramount Pictures 1966, UK
(c) Имидж-Арт 2006, Россия
Жанр: драма
Бюджет: 800.000 $
Режиссер: ... Льюис Гилберт
Продюсеры: ... Льюис Гилберт и Джон Гилберт
Сценарий: ... Билл Ноутон по собственной пьесе
Оператор: ... Отто Хеллер
Композитор: ... Сонни Роллинз
Монтаж: ... Тельма Коннелл
Художник-постановщик: ... Питер Маллинс
В ролях:
Альфи Элкинс ... Майкл Кейн
Руби ... Шелли Уинтерс
Гилда ... Джулия Фостер
Лили ... Вивьен Мерчант
Энни ... Джейн Ашер
Седди ... Миллисент Мартин
Карла ... Шерли Энн Филд
Врач ... Денхольм Эллиот
Хамфри ... Грэм Старк
Нэт ... Мюррей Мелвин
и др.
Премьера в Великобритании март 1966
Премьера в Швеции 25 июля 1966
Премьера в США 24 августа 1966
Премьера в Финляндии 2 сентября 1966
Премьера в Дании 1 сентября 1967
Альфи Элкинс, Дон Жуан 60-х из лондонского Ист-Энда, щеголеватый тип из рабочего класса, изображающий современного сердцееда и казанову. Альфи с легкостью заводит романы и с замужними и свободными дамами, но, кем бы они ни были, их всех он называет "пташками" и отзывается о них исключительно в третьем лице - "это".
С такой же легкостью Альфи покидает своих пассий, когда те начинают слишком утомлять его вопросами о любви и требованиями обязательств, не испытывая при этом никаких угрызений совести, со свойственным ему простым взглядом на ситуацию. Свои мысли он тут же с очаровательной непосредственностью озвучивает вслух, глядя прямо на зрителя. Главное для него - ни от кого не зависеть.
Среди подружек Альфи есть замужняя Седди, которая хочет познакомить его со своим мужем. Но для Альфи это абсолютно неприемлемо - он не желает знать того, кому "наставляет рога". Есть Энни - которую он будет терпеть рядом с собой пока она готовит, стирает и убирает, и которая надоест ему, когда влюбится в него. Есть Карла - медсестра в санатории, куда Альфи отправили лечиться от туберкулеза.
На расстоянии кажется, что Альфи неплохо устроился в этой жизни, но не все так безоблачно. Одна из подружек Альфи - Гилда - ждет ребенка, но он не намерен на ней жениться. Да и сама Гилда знает, что просить Альфи жениться на ней означает потерять его навсегда. Некоторое время Альфи живет с Гилдой почти в семейной идиллии, вполне искренне привязавшись к своему сыну Малькольму, не забывая, правда, изредка и про других "пташек". Но как только Гилда заговаривает о том, что Малькольму нужен настоящий отец, а не только на выходные, Альфи, не терпящий никаких посягательств на свою свободу, навсегда исчезает из их жизни.
Привычка Альфи использовать женщин, не думая о том, что он может причинить кому-то боль, и последствия его действий окажутся настолько серьезными, приводит к тому, что соблазненная им Лили - жена его друга и мать троих детей - должна сделать аборт, чтобы сохранить свою семью. Это немного пошатнуло мировоззрение Альфи. Окончательно осознать всю пустоту и бессмысленность своей жизни Альфи заставила очередная "пташка" Руби, бросившая его ради более молодого ухажера.
1966 год - премия Jury Special Prize (Cannes Film Festival) - Льюис Гилберт.
1966 год - номинация на премию Golden Palm (Cannes Film Festival) - Льюис Гилберт.
1967 год - номинация на премию Oscar в категории "лучший актер" - Майкл Кейн.
1967 год - номинация на премию Oscar в категории "лучшая актриса второго плана" - Вивьен Мерчант.
1967 год - номинация на премию Oscar в категории "лучшая песня из фильма".
1967 год - номинация на премию Oscar в категории "лучший фильм" - Льюис Гилберт.
1967 год - номинация на премию Oscar в категории "лучший сценарий" - Билл Нотон.
1967 год - премия BAFTA Film Award в категории "лучшая актриса" - Вивьен Мерчант.
1967 год - номинация на премию BAFTA Film Award в категории "лучший актер" - Майкл Кейн.
1967 год - номинация на премию BAFTA Film Award в категории "лучший оператор" - Отто Хеллер.
1967 год - номинация на премию BAFTA Film Award в категории "лучший фильм" - Льюис Гилберт.
1967 год - номинация на премию BAFTA Film Award в категории "лучший монтаж" - Тельма Коннелл.
1967 год - номинация на премию BAFTA Film Award в категории "лучший сценарий" - Билл Нотон.
1967 год - номинация на премию DGA Award (Directors Guild of America, USA) в категории "лучший режиссер" - Льюис Гилберт.
1967 год - премия Golden Globe в категории "лучший иностранный англоязычный фильм" - Льюис Гилберт.
1967 год - номинация на премию Golden Globe в категории "лучший актер - драма" - Майкл Кейн.
1967 год - номинация на премию Golden Globe в категории "лучший режиссер" - Льюис Гилберт.
1967 год - номинация на премию Golden Globe в категории "лучшая песня из фильма".
1967 год - номинация на премию Golden Globe в категории "лучший сценарий" - Билл Нотон.
1967 год - номинация на премию Golden Globe в категории "лучшая актриса второго плана" - Вивьен Мерчант.
1967 год - номинация на премию Golden Globe в категории "лучшая актриса второго плана" - Шелли Уинтерс.
1967 год - номинация на премию Grammy в категории "лучшая музыка к фильму" - Сонни Роллинз.
1967 год - премия KCFCC Award (Kansas City Film Critics Circle Awards) в категории "лучший актер" - Майкл Кейн.
1967 год - номинация на премию Golden Laurel в категории "лучшая актриса второго плана" - Шелли Уинтерс.
1967 год - премия NBR Award (National Board of Review, USA) в категории "лучшая актриса второго плана" - Вивьен Мерчант.
1967 год - премия NSFC Award (National Society of Film Critics Awards, USA) в категории "лучший актер" - Майкл Кейн.
Режиссер Льюис Гилберт (Lewis Gilbert) родился 6 марта 1920 года в Лондоне, Великобритания. Будучи еще ребенком, он принимал участие в качестве актера в различных театральных постановках и даже снимался в кино. Летом 1940-го года, когда Великобритания уже вступила во Вторую Мировую Войну, Гилберт, как человек, имеющий кинематографический опыт, был определен в съемочную группу при американском Военно-воздушном корпусе, помогавшем англичанам отбивать фашистские авианалеты на Лондон.
После войны Гилберт не оставил кинематограф и стал ставить игровые фильмы. Его режиссерским дебютом стал, как ни странно, детский фильм "The Little Ballerina (Маленькая балерина)" (1947). Но к концу 1950-х, применив на практике весь свой накопленный опыт съемки военной кинохроники, Гилберт зарекомендовал себя как режиссер, специализирующийся в основном на военных драмах, лучшей из которых стала "Sink the Bismarck! (Потопить Бисмарк!)" (1960).
В 1961 году, оставив на время военную тему, Гилберт снял снискавшую успех у публики и у критиков романтическую мелодраму "The Greengage Summer (Сливовое лето)". Картина настолько всем понравилась, что ее даже выпустили в прокат в США, правда, под более "американизированным" названием - "Loss of Innocence".
|
Альфи / Alfie (1966) - российское издание на DVD "Имидж-Арт"
Альфи / Alfie (1966) - английское издание на DVD
Альфи Элкинс - Майкл Кейн
Гилда - Джулия Фостер
Лили - Вивьен Мерчант
Энни - Джейн Ашер
Руби - Шелли Уинтерс
Альфи / Alfie (1966) - постер
Альфи / Alfie (1966) - обложка книги
|
Но все же настоящий успех Гилберта был еще впереди. Этим безоговорочным спехом, в том числе и в коммерческом плане, стал в 1966 году фильм "Alfie (Альфи)", сделавший из исполнителя роли лондонского плэйбоя Альфи Элкинса Майкла Кейна кинозвезду международного уровня, что признала даже Американская Киноакадемия, номинировав его на Оскар за эту роль, а самому режиссеру, также не обделенному признанием, открыл дорогу к режиссерским креслам более высокобюджетных проектов, чем те, которые ему приходилось ставить прежде.
Одним из таких, не замедливших появиться на горизонте у Гилберта, проектов, стал очередной фильм о похождениях агента 007 Джеймса Бонда "You Only Live Twice (Живешь только дважды)" (1967) с Шоном Коннери. В 70-х Гилберт стал режиссером еще двух фильмов бондианы, но теперь уже с Роджером Муром в роли Бонда - "The Spy Who Loved Me (Шпион, который меня любил") (1977) и "Moonraker (Лунный гонщик)" (1979).
Первой картиной режиссера в 1980-е стала снятая в 1983 году романтическая комедия с элементами драмы "Educating Rita (Воспитание Риты)". Картина была восторженно принята зрителями и критиками. Фильм и его создатели были номинированы на самые престижные кинематографические премии, некотрые из котрых им были присуждены, и по праву считается вершиной режиссерской карьеры Льюиса Гилберта.
Свой путь к сердцам зрителей пьеса Билла Ноутона начала с радиопостановки "Alfie Elkins and his Little Life" на радио Би-Би-Си в начале 60-х.
Премьера "Альфи" на театральной сцене состоялась в Лондоне в июле 1963 года. Увидев постановку, Льюис Гилберт немедленно загорелся идеей получить права на пьесу для ее экранизации и попросил Билла Ноутона - автора пьесы - адаптировать ее для кино.
Как вспоминает Майкл Кейн, сыграть Альфи в кино отказались почти все английские актеры. Среди них были Лоуренс Харви и Энтони Ньюли, отказавшиеся сниматься из-за поднятой в фильме запретной темы абортов. Руководство Paramount хотело пригласить на главную роль в картине Теренса Стампа, с успехом игравшего Альфи на Бродвее. Но он категорически отклонил это предложение, тем самым открыв своему другу и тогдашнему соседу по квартире Майклу Кейну дорогу к его второй успешной главной роли в "большом кино" после "The Ipcress File (Ипкресс файл)" (1965), сделавшей его известным за пределами Англии.
Джейн Ашер на момент съемок в "Альфи" была подружкой Пола Маккартни. Влюбленный "битл" почти каждый день приезжал на съемочную площадку и зорко наблюдал за процессом съемок сцен с участием Джейн. В одной из сцен Джейн должна была появиться одетой только в рубашку Альфи. Полу это очень не понравилось, и он настаивал на том, чтобы рубашка была как можно длиннее, дабы "защитить честь мисс Ашер".
В английском прокате фильм получил категорию "Х". После вышеперечисленного это не кажется странным.
Льюис Гилберт хотел использовать лондонскую атмосферу "свингующих шестидесятых" и виды Лондона как великолепный фон для похождений сердцееда Альфи. Натурные съемки проходили в самых известных местах Лондона - Тауэрский мост, Вестминстерский мост, вокзал Ватерлоо, Гайд-парк и многие другие.
В октябре 2004 года на экраны вышел ремейк "Альфи". В процессе подготовки к съемками нового "Альфи", ходили упорные слухи, что главную роль будет играть Юэн Макгрегор. Среди возможных кандидатов на роль Альфи называли даже Брэда Питта, но роль досталась Джуду Лоу. Откровенные излияния главного героя в камеру, ставшие сенсацией в 1960-х, в новом тысячелетии особенно никого не потрясли, а местами откровения эти были даже сглажены - из-за опасения навлечь на фильм гнев феминисток. В результате картина не повторила и малой доли успеха оригинала.
Майкл Кейн ремейк не хвалил, но и не ругал. Сказал только, что для того, чтобы Альфи имел успех в современном мире, он должен быть... женщиной.
трейлер и ролики на youtube.com...
|