«« I. О фильме
«« II. Залог, превращение, престиж: о превращении кино в волшебный фокус и обратно
III. Назад, к будущему 20-го столетия:
Свежий взгляд Нолана на великую Викторианскую эру иллюзионистов
"The Prestige (Престиж)" обращается к увлекательному периоду, редко изображаемому в фильмах - Золотому Веку магов и иллюзионистов на рубеже двух веков. Это был завершающий этап эры иллюзионистов, поскольку они были первооткрывателями в области только возникающей в то время эпохи массовых развлечений, в том виде, какой мы ее знаем теперь.
| Кадр из фильма "The Prestige (Престиж)" - Альфред Борден | На волне появления нового индустриального общества, публика в конце 19-го века была поглощена самим понятием волшебных преображений, разворачивающихся перед ней - будь то на сцене, или в научном прогрессе, изменяющем жизнь общества, или в открытии тайн вселенной.
В этой атмосфере публику по всей Европе и Америке развлекали самые лучшие и знаменитые фокусники и их количество было огромным. Теперь на слуху осталось разве что имя одного из них - Гарри Гудини, который начал свои выступления в 1899 году, но тогда многочисленные талантливые иллюзионисты имели шанс сделать себе имя и стать известными всему миру.
"Фокусники были по сути рок-звездами того времени", объясняет Хью Джекман, который играет Роберта Энжера - харизматичного, целеустремленного человека, который не остановится ни перед чем в своем желании достигнуть статуса суперзвезды. "Это очень отличается от сегодняшнего мира иллюзии, многие из тогдашних трюков, казалось, действительно бросали вызов смерти, они были опасны, потому что в любой момент все могло пойти не так как надо. Это было фантастическое время для удивительных зрелищ, которые предшествовали современным развлечениям".
Действительно, казалось, тогда было волшебное время, особенно в том, что касалось революционного прорыва в истории человечества: электричества. "Электричество, наверное, и правда было похоже на волшебство, для того, кто не понимал сути этого явления", объясняет продюсер Эмма Томас. Видя механизмы, вдруг начинающие двигаться сами по себе, публика пыталась объяснить это спиритизмом, явлениями загробной жизни и чем-нибудь еще, что, казалось, бросало вызов здравому смыслу.
Между тем очень важен и антураж Викторианской эпохи - исторический слой, в котором происходит действие "The Prestige (Престиж)". Кристоферу Нолану очень не хотелось изображать эту эпоху такой, как она показана во многих фильмах о том периоде. "Викторианская эпоха часто характеризуется как скушная и репрессивная, тогда как фактически это было невероятно захватывающее время в развитии человечества", объясняет он. "Была в разгаре вторая Индустриальная революция, была подчинена сила электричества,
| Кадр из фильма "The Prestige (Престиж)" - Оливия и Роберт Энджер | был изобретен кинематограф, началась эпоха кругосветных путешествий - наука обогатилась новыми знаниями и теориями. Именно в то время в массовый обиход вошли афиши, постеры и рекламные объявления. Это был период великих изменений и открытий, которые используются и сегодня".
В попытке усилить эффект своего альтернативного видения Викторианской эпохи, Нолан решил придать ей как можно больше движения, чтобы зрителям она показалась динамичной и более близкой. "Каждый наш креативный выбор отличается от способов, которые обычно используются при съемках фильмов, обращающихся к тому периоду", объясняет продюсер Эмма Томас. "Уолли Пфайстер на съемках использовал главным образом ручные переносные камеры, что придало каждой сцене огромную энергетику.Актеры, играя своих персонажей, наделили их чувствами, понятными современному зрителю. Второстепенные детали довольно реалистичны, но Крис сделал так, что исторический период не имеет такого глубокого значения, как главная интрига фильма".
Кристофер Нолан продолжает: "Я хотел точно передать ощущение эпохи, а не исторические детали того периода. Я полагаю, что это был один из первых случаев, когда какой-то период истории ощущался так реалистично благодаря средствам визуальной информации. Всюду афиши и реклама, на улицах людей окружало множество изображений, даже больше, чем в современном мире. Такое видение Викторианского Лондона мы даем - города современного и быстроизменяющегося, и я думаю, что это дает более полное представление о том, каково было жить в то время. В большинстве фильмах о той эпохе есть что-то, что держит зрителя в неком удалении от персонажей. А мы хотели полностью погрузиться в этот мир, так что процесс использования различных вариантов киносъемки был крайне важен, а работа наших художников сделал это погружение еще глубже".
Прежде всего, Нолан хотел, чтобы многогранная и слоистая структура фильма была полностью доступна для зрителей, открывая перед ними не только ошеломляющее соперничество двух главных героев, но и сюжетно-тематическое изложение. "Мы хотели, чтобы зрители отдавали себе отчет в том, какой эффект окажет на них фильм, поскольку все разворачивается у них на глазах", подводит итог режиссер.
Несмотря на сложный замысел, в начале была идея снять фильм в отрывочной, динамичной манере, насколько это было возможно. "Отойдя от размаха "Batman Begins (Бэтмен: начало)" (2005), мы , возможно, полагали облегчить себе задачу", говорит Эмма Томас. "Это высвободило огромное количество нашей энергии. Эта энергия полностью обратилась в творческий потенциал, сразу, как только полным ходом начались съемки". Кристиан Бэйл говорит о Нолане: "Крис действительно понимает кино визуально. У него потрясающая визуальная память и он точно знает, что в итоге хочет увидеть на экране. И, как результат этого, он позволяет другим вести себя свободно и быть очень непосредственными".
Нолан прежде уже работал с оператором Уолли Пфайстером - сначала, в "Memento (Помни)" (2000), затем в "Insomnia (Бессонница)" (2002) и в принесшем ему номинацию на Оскар как лучшему оператору блокбастере
| Кадр из фильма "The Prestige (Престиж)" - Роберт Энджер и Каттер | "Batman Begins (Бэтмен: начало)" (2005). "У нас с Крисом великолепные профессиональные отношения, и в жизни мы с ним тоже друзья", говорит Пфайстер. "Нет другого режиссера, к которому я испытываю такое же уважение. Он не только лично участвует в каждом моменте создания фильма, но к тому же у него отлично получается донести до зрителя главную суть фильма, и для меня это главное".
Нолан встретил Пфайстера, уже точно представляя, что он хочет сделать. "Было множество различий между стилем фильма и стилем повествования, и это я бы назвал главной спецификой проекта", говорит режиссер. "Мы много снимали на ручную камеру, так, чтобы она всегда находилась на уровне глаз героев, передавая, прежде всего, их чувства, тогда как в первоисточнике отношение к персонажам менее детальное".
Нолан продолжает: "Благодаря приему отрывочного развития сюжета, мы позволяем зрителям перемещаться от одной точки истории в другую и обратно. Таким образом, аудитории позволено видеть гораздо больше, чем видят персонажи фильма. Зрители получают более полную картину происходящего. И я думаю, это вызовет больший интерес, нежели прием субъективного повествования. Я использовал этот прием в прошлом - когда зритель оказывается в положении всезнающего наблюдателя, как это обычно бывает в экшн-триллерах".
Замысел Пфайстера по освещению съемочной площадки придал фильму дополнительную динамичность и современную остроту, которую и искал Нолан. "Мы используем много естественного света, чтобы передать ощущение естественности и сделать каждой сцену и место действия осязаемыми", объясняет Нолан. Пфайстер и Нолан хотели также использовать анаморфные широкоэкранные линзы, которые они использовали в предыдущих своих совместных проектах для придания им особенного, характерного стиля.
| На съмочной площадке "The Prestige (Престиж)" | "Это уже четвертый фильм, который мы снимаем анаморфными линзами Panavision. Они дают прекрасное, живое изображение без зернистости, и, наверное, нет лучшего способа для получения отличной картинки на экране", отмечает Пфайстер. "Единственный недостаток в том, что камера весит приблизительно 60 фунтов (около 27 кг), так что я все плечи себе ими оттянул!".
Нолан и Пфайстер использовали методы и эстетику старой школы ручной съемки, придающей особое значение движениям камеры, стараясь при этом свести к минимуму сложные оптические эффекты. Объясняет Пфайстер: "Крис и я хотели в этом фильме минимизировать современное техническое и технологическое влияние. Мы по максимуму следовали принципу съемки, при котором вы просто взваливаете камеру себе на плечо и, держа ее в таком положении, снимаете всю сцену. Для всех нас это был очень увлекательный способ съемки - для меня, для Криса, для актеров, с которых были сняты технические ограничения, которые обычно бывают при современных методах съемки. Фактически, снимая таким образом, я был более близок к творческому процессу, чем если бы я, например, сидел у монитора, а при этом кто-то другой управлял камерами, это было намного более эффективно и позволило принести в кадр больше спонтанности. Этот свободный, не совсем традиционный стиль съемки, придал фильму больше натуралистичности, которая отличает его от стилей других фильмов, снятых в наши дни о той же эпохе".
Этот принцип "старой школы" был использован и далее в процессе создания фильма, когда Нолан и Пфайстер не стали использовать традиционную теперь в современном кино фазу Digital Intermediate, предполагающую глубокий анализ отснятого материала в компьютере для того, чтобы в дальнейшем можно было использовать цифровые технологии для управления цветом и другими свойствами получившейся картинки. Вместо этого в "The Prestige (Престиж)" использовали традиционную в недалеком прошлом фотохимическую пленку, для которой цветовая градация достигается простыми вариации освещенности. "Мы хотели снять фильм самыми минимальными техническими возможностями", продолжает Пфайстер. "Для того, что мы искали, именно фотохимический процесс дал нам требуемый контроль над отснятым материалом, сохранив при этом целостность анаморфического негатива".
Пфайстер чувствовал, что окончательная цель состоит в том, чтобы получить необработанный отпечаток мрачного изображения, которые представлял себе Нолан. Оператор продолжает: "У Криса было собственное видение каждого элемента картины, начиная с первых строк сценария и заканчивая цветовой коррекцией готового материала. Мы все делали вмести, и он заранее знал, что хочет получить в итоге, он видел это в своем воображении задолго до того, как начался процесс съемок".
Когда дело дошло до решения цветовой палитры фильма, Пфайстер старался, чтобы взаимосвязь между цветом и структурой была как можно более органичной, изменяясь в самых основных моментах. "В основном цветовую палитру продиктовал тот факт,
| Кадр из фильма "The Prestige (Престиж)" - Роберт Энджер | что действие фильма происходит в самом начале эпохи электричества, которое тоже становится частью фильма. В сценах в начале фильма мы использовали искусственный свет и свет масляных ламп, а затем, ближе к финалу, мы вводим в действие электричество как составляющий элемент картины. Так что некоторые сцены имеют желтоватое или оранжевое освещение, какое обычно бывает от свечей и масляных ламп, а в других мы имеем зеленоватый эффект "лунного света", смешанного с оранжевым светом газовых светильников в вечерних сценах. На протяжении всего фильма я старался использовать взгляд на этот исторический отрезок времени и настроение, отличное от того, которое видел прежде".
Сцены, в которых действие происходит в темное время суток, и их освещение, были особенно важны для нагнетания таинственности в фильме. "Я надеюсь, воссозданное нами вечернее освещение, должно создать впечатление мрачного и грязного Лондона, с грязными от дыма и сажи зданиями. Мы с Крисом не использовали дым в наших прошлых фильмах, но он стал именно тем визуальным инструментом, который мы использовали для придания фильму своих собственных, ни на что не похожих, тона и атмосферы", говорит Пфайстер.
Для Нолана этот образ грязного Лондона был очень существенен. "Я полагаю, что в кинематографе прослеживается такая тенденция, когда прошлое изображается вымытым чуть ли не щеткой с мылом, когда все выглядит слишком уж чисто и опрятно, нежели это было на самом деле. Так что я чувствовал необходимость немного встряхнуть устоявшееся мнение и показать все как можно ближе к реальности".
Этот же самый подход использовался и в воссоздании интерьеров и окружающей обстановки. "Мы хотели получить максимальное количество текстур для каждого типа окружающей обстановки, так, чтобы это имело плотность вполне реального мира, в котором мы живем", говорит Нолан.
Эта задача легла на плечи Натана Кроули, который тоже уже работал вместе с Ноланом над картинами "Batman Begins (Бэтмен: начало)" (2005) и "Insomnia (Бессонница)" (2002). Для "The Prestige (Престиж)" Кроули создал приблизительно 68 разных эскизов интерьеров, в том числе и Викторианских театров, в стенах которых зародилась и продолжается вражда Энджера и Бордена. | Кадр из фильма "The Prestige (Престиж)" | Во время первого прочтения сценария у Кроули сразу же пошла кругом голова от обилия идей. "Престиж" - потрясающая смесь драмы, фантастики, триллера и многого другого - он пересекает границы всех жанров", говорит он. "Мы не намеревались делать именно исторический фильм, в котором соблюдены все исторические детали, так что мы могли сделать своего рода подделку стиля "Викторианский модернизм", который действительно имел место".
Кроули начал свои исследования в библиотеке, изучая образ Лондона 1890-х годов по фотосправочникам, чтобы проникнуться духом и настроением эпохи. Как и Нолан, Кроули был озадачен видом улиц города, в котором отсутствие радио, кинематографа и телевидения было компенсировано визуальной наружной рекламой. "Улицы были буквально завалены рекламой, и для меня это было крайне неожиданно", говорит Кроули. "Это в некотором смысле действительно было время зарождения средств массовой информации, и нам хотелось захватить в кадр это ощущение хаоса и скорости. Другая вещь, которую мне хотелось подчеркнуть, начало эры механизации. В фильмах всегда присутствует какая-то техника, которая придает дополнительный импульс воображению".
Кроули и Нолан начали эксперименты с моделями, используя метод апробирования творческих идей, который они уже применяли раньше. "Для фильма "Batman Begins (Бэтмен: начало)" (2005) мы начали строить модели прямо в гараже Криса Нолана, опыт удался, и мы снова решили к нему вернуться. В гараже были только я и он, и мы пытались представить каким будет этот фильм", вспоминает Кроули.
| Афиша шоу иллюзионистов начала 20-го века | Одним из любимых символов шумной столицы, стали для Кроули гужевые двухэтажные автобусы с рекламой водевильных шоу на боковых панелях, увиденные им на фотографиях Лондона конца 19-го века. Их возрождение потребовало некоторой изобретательности. "Мы должны были построить их буквально на пустом месте, не располагая большим количеством ресурсов. Для остова нам пришлось использовать старые военные фургоны, превратив их в автобусы! Я думаю, что они действительно были характерной составляющей улиц Лондона в то время, и я очень доволен тем, как мы справились с этой ситуацией", говорит он.
В поисках афиш и объявлений о иллюзионных шоу конца 19-го века, Кроули нашел союзника в лице консультанта фильма - фокусника Рики Джея, у которого как раз имелась коллекция таких постеров. Кроули также посети музей Дэвида Копперфильда в Лас-Вегасе и просмотрел множество подшивок постеров, относящихся к исследуемому историческому периоду. "В то время фокусники всегда делали новую афишу, как только они собирались исполнить какой-нибудь новый трюк. Это помогло нам создать литографии для каждого выступления Энджера и Бордена", отмечает Кроули. "Многие постеры были довольно забавны, например, с нарисованным чертенком за плечом фокусника.
| Математическое искусство Морица Корнилиса Эшера | Наши афиши, которые мы создали для первой половины фильма, выполнены в спокойных тонах и стиле, но по мере усиления напряженности конкуренции и вражды между Энджером и Борденом, постеры становятся все более изобретательными и вызывают ассофиации с черной магией".
Работая над воссозданием интерьеров театров Викторианской эпохи, Кроули отказался от серых, ненасыщенных оттенков, которые он использовал для сцен городских улиц, с головой погрузив их в насыщенные сияющие цвета. Многоуровневые проекты театров - с чердаками, лестницами и подвалами, в которых движимые водяным паром гидравлические машины помогаю осуществлять некоторые из крупномасштабных трюков фокусников - были навеяны математическим творчеством голландского художника Морица Корнилиса Эшера, часто использующего в своих работах визуальные иллюзии для придания им эффекта глубины.
Другая группа эскизов декораций, особенно любимая Кристофером Ноланом - мастерская Бордена, в которой одержимый своими идеями иллюзионист испытывает свои трюки. Чтобы лучше понять, на что может быть похожа мастерская фокусника, Кроули изучал по фотографиям, среди прочих, мастерскую Гудини. "Это похоже на мебельную мастерскую, за исключением того, что в мастерской фокусника масса магического реквизита и всякого вида механизмов", говорит Кроули. Таким образом, в его задачу входило создать достаточно уютное, заставленное разными необычными и неожиданными вещами и приспособлениями, место.
Также Кроули воссоздал множество интерьеров, обстановка которых свидетельствует о приближении 20-го века - начиная от сумрачных баров и промозглых тюремных казематов, заканчивая аскетичным залом суда, где судят Бордена. Но основным блюдем в творческом меню Кроули в этом фильме, была машина для перемещения в пространстве, которую для Энджера построил Никола Тесла и с помощью которой тот надеялся создать самый невероятный трюк. | Кадр из фильма "The Prestige (Престиж)" - Никола Тесла | Кроули хотел, чтобы машина давала ощущение подлинного научного совершенства, механизации и индустриализации одновременно - для этого свое вдохновение он черпал в изданиях журнала Scientific American 1890-х годов, просмотрев почти все необычные изобретения, предлагаемые в то время.
Для создания лаборатории Николы Теслы Кроули мог использовать вполне достоверные исторические факты, потому что Тесла действительно жил и работал в Колорадо-Спрингс, а также руководствоваться видом и размерами построенной в натуральную величину Катушки Теслы. "Тесла - единственная реальная историческая фигура в фильме, даже при том, что его участие вводит в сюжет элемент научной фантастики, так что мы хотели быть правдивы, насколько это возможно", говорит Кроули. "В то же самое время, Тесла буквально выталкивает фильм из Викторианской эры и эпохи индустриальной революции в сферу понятий, которыми оперирует научная фантастика, что сделало мою задачу еще более интересной".
В тесном сотрудничестве с Кроули работал постановщик спецэффектов Дэвид Блитстайн, который помог художнику создать некоторые из технических приспособления для фильма. Одним из его творений были складные птичьи клетки, которые стали не только магическим реквизитом, но и символично передавали многомерную структуру фильма. "Дэйв создал самое удивительное приспособление, которое разделяет птичьи клетки пополам и скрывает эти половинки в рукаве фокусника так быстро, что вы даже не успеваете ничего заметить", говорит Кроули. "Интересным было то, что в нашем распоряжении были все эти ящики с двойным дном и подъемные механизмы - все те вещи, которые фокусники используют в своих представлениях, но на этот раз камера находилась как будто с изнанки магического процесса, получив доступ к таким деталям, которые зрители никогда бы не увидели".
| Кадр из фильма "The Prestige (Престиж)" - Каттер и Роберт Энджер | В отличие от большинства фильмов, в "The Prestige (Престиж)" Кроули продолжил свою работу и на стадии предпрокатной подготовки совместно с командой специалистов по визуальным эффектам, чтобы удостовериться, что все их фантастические дополнения будут органично смотреться с его дизайном. Несмотря на трудность задачи, которой он должен был заняться, Кроули был необычайно рад этому. "Крис озадачивает меня больше, чем какой-нибудь другой режиссер из тех, с которыми я работал. Он постоянно бросает мне вызовы, и мне это нравится", говорит он.
Актеры и съемочная группа были также признательны Кроули за то, что его дизайн помог им ощутить себя погруженными в реальную эпоху, магию и борьбу человеческих амбиций. "Работа Натана действительно переносят вас в тот мир, в котором живут Энджер и Борден. Находясь в этих декорациях, можно было подумать, что вы перенеслись в Лондон начала 20-го века", говорит Аарон Райдер. "Я не могу припомнить другого фильма, похожего на этот. Он уникален и по дизайну и по восприятию".
Другим важнейшим элементом запутаннейшего сюжета "The Prestige (Престиж)", стали костюмы его героев, также содержащие загадки, иллюзии и обман. В этой области Нолан сотрудничал с дизайнером костюмов из Ирландии Джоан Берджин, которая создавала костюмы для таких фильмов, как "Veronica Guerin", "Laws of Attraction" и "My Left Foot", а также номинировалась на премию Эмми за созданные ей костюмы к телевизионной адаптации "David Copperfield" Чарльза Дикенса.
Берджин с самого начала представляла себе, что она хотела бы получить в итоге. "Это стиль, который я бы назвала "псевдовикторианским", говорит она. "Мы взяли реальные модели одежды Викторианской эпохи и немного упростили их, приблизив к современности. В этом фильме, конечно, нет точного соблюдения деталей одежды того времени, но мы старались посредством костюма выразить индивидуальность и раскрыть характер каждого персонажа. У нас получился своего рода готический триллер, один слой которого накладывается на другой, и я надеюсь, что костюмы помогут зрителям следовать за персонажами через все перипетии сюжета".
Выбирая как будет выглядеть каждый уникальный персонаж, Берджин провела обширное исследование, начав с коллекций одежды двухсотлетней давности и закончив более современнымм дизайнерскимм толкованиями Викторианы. Она проводила дни, блуждая среди бесконечных вешалок с одеждой, в поисках вдохновения среди шляп, накидок и громадного скопления старинных тканей. | Кадр из фильма "The Prestige (Престиж)" | Что касается цветовой гаммы, ее решение оказалось неожиданным. "Я остановилась на довольно простой гамме, но она необычно темная, с преобладанием цвета баклажана, желтого китайского цвета и черного с белым, и иногда, вы видите, как они сияют, отражаясь в зеркале, добавляя новый штрих к покрову тайны".
Основной ее работой была, конечно, разработка костюмов для Роберта Энджера и Альфреда Бордена - для каждого изменения их судьбы и всех их перевоплощений. Сначала Джоан потребовалось разрушить стереотип, представляющий фокусника безвкусно расфранченным типом. "Мы часто представляем себе иллюзионистов той эпохи, наряженными, например, в широченные плащи с вышитыми на них звездами, но если провести самый минимальный экскурс в историю, то можно убедиться, что они выглядели очень элегантно - в жакете с белым галстуком-бабочкой", объясняет она. "Они действительно были рок-звездами своего времени, так что я взяла этот элегантный образ и добавила от себя немного цветных вкраплений в виде ткани для их жилетов".
Главным для Джоан, как художника по костюмам, стало через одежду показать противоборство двух характеров. Она продолжает: "Было забавно придумывать наряд для такого человека, как Энджер. Он почти всегда одет с безупречным вкусом, а Хью просто великолепно выглядит в таких костюмах. В нем самом есть внутренняя элегантность, и по ходу развития сюжета, он становится все более и более великолепен. Что касается Бордена, которого играет Кристиан Бэйл, - персонажа более простого происхождения, то можно сказать, что он имеет вид человека, который сам себя создал, поэтому мы использовали, отчасти, более современные подходы к его наряду".
Женские характеры Берджин изобразила относительно равнозначно. "Я постаралась выразить свою симпатию к Саре Борден, и соответственно, к Ребекке Холл, которая ее играет, что чрезвычайно просто сделать посредством одежды того периода тем способом, каким это сделал я - ее платья очень просты, но в месте с тем выглядят прекрасно. Мы хотели подчеркнуть ощущение, что произошедшее с ней, возможно, случилось по совсем независящим от нее обстоятельствам", объясняет Джоан. "Что интересно, некоторые из ее платьев похожи на современные модели Марка Джакобса или других дизайнеров одежды, работающих в том же стиле. Можно подумать, что они черпают свое вдохновение из той эпохи".
Что касается Оливии, сыгранной Скарлетт Йоханссон, то Берджин не скрывает своего удовольствия от работы с актрисой. "Для того чтобы носить женское платье Викторианской эпохи, нужно обладать исключительной фигурой, а у Скарлетт прекрасная фигура. | Кадр из фильма "The Prestige (Престиж)" - Оливия | Наряды для ее героини стали моими любимыми костюмами в этом проекте, потому что с самого начала я хотела создать почти современную, сексуальную и волнующую интерпретацию того, что могла бы тогда носить женщина, выступающая на сцене. Это позволило мне вовсю проявить свою изобретательность".
Со своей стороны, актеров тоже вдохновила работа художника по костюмам Джоан Бергджин. "Эта одежда полностью изменяет ваше поведение", размышляет Ребекка Холл. "В повседневной жизни я довольно небрежный человек, но когда я одела это платье для съемок, я почувствовала себя чопорной и почтенной леди". Скарлетт Йоханссон также была взволнована, играя новый для себя образ леди Викторианской эпохи. "Мою героиню можно отнести по принадлежности к богемным кругам, так что я не должна была носить тесные кружевные воротники и корсет. У Оливии достаточно нетрадиционный гардероб, что было для мен очень увлекательно".
Для костюма Дэвида Боуи, играющего Николу Теслу, Джоан использовала воспоминания современников ученого, утверждавших, что тот был всегда одет так, словно собирается в оперу. "У него был безупречный вкус в одежде, поэтому мы нарядил Боуи в кашемировый сюртук с воротником из шерсти ягненка, как нельзя более кстати подходящий этому изящному, выдающемуся человеку, который поражал безграничной силой своего разума, не знавшего равных среди современников", объясняет она.
Кристофер Нолан надеялся, что все элементы "Престижа" сложатся в одну провокационную загадку. "Мне нравятся фильмы, которые продолжают занимать вас и после того, как вы их посмотрели", подводит итог режиссер. "Я надеюсь, что, покидая зрительный зал, люди будут чувствовать не только хорошее настроение, но также у них зародятся какие-то интересные мысли, над которыми им интересно будет поразмышлять потом".
IV. Артист: Хью Джекман в роли Роберта Энджера »»
V. Конкурент: Кристиан Бэйл в роли Альфреда Бордена »» (скоро!)
VI. Помощники фокусников: Майкл Кейн в роли Каттера и Скарлетт Йоханссон в роли Оливии »»
VII. Ученый:
Дэвид Боуи в роли Николы Теслы и Энди Серкис в роли его ассистента Элли »»
VIII. Жены иллюзионистов:
Пайпер Пирабо в роли Джулии Маккалог и Ребекка Холл в роли Сары Борден »» (скоро!)
IX. Консультанты "Престижа"
Рики Джей и Майкл Уэбер преподают актерам основы магии »»
|