Автор: Вадим Тухтаров
Я люблю романы маркиза де Сада. Возможно, вы не сможете дочитать их до конца, и в ярости отбросите книгу, но вы явственно ощутите силу, исходящую от нее. Садизм - всем знакомо это слово, но не все знакомы со всеми его проявлениями. Именно Сад прародитель этого слова, и в своих книгах он приоткрывает завесу тайны над этим. В его романах вы найдете практически все: и кровосмешения и растления малолетних, зверские убийства во всех его аспектах, некрофилию и гомофелию, содомистские сцены, каннибализм, изуверства. Невозможно перечислить все, описанное Садом. Нет, он не был болен, он был болен разве что гениальностью своей идеи. Возмутившись и отбросив книгу в сторону вы исполните его замысел. Чтобы понять его, надо хотя бы начать читать одну из его книг.
Фильм "Quills (Перо маркиза де Сада)" (2000) своего рода попытка воплощения этого человека на экране. Никто не знает каким был Сад, не осталось ни одного его портрета, осталась только его биография, написанная при жизни исследователями его творчества. К слову сказать, биографические сведения о Маркизе практически не используются в фильме. Т.е. Филип Кауфман и Даг Райт пускаются в свободное плавание и показывают нам свое видение проблемы.
Всегда существовали запретные книги. В 18-м веке первой в списке была "Жюстина". Можно сказать парочку слов об этой книге, так как она занимает немаловажное место в фильме. Скажем так, Сад никогда не был великим литератором, его построение романов одинаково, он использует одни и те же приемы, иногда даже примитивные, но его философия существования и гипотезы насчет природы, не считая описанных зверств, - самая сильная его сторона. Сама книга довольно проста: в приюте выросли две сестры: Жюльетта и Жюстина, первой движет порок, второй добродетель.
Жюстина пускается в путешествие по Франции и попадает в различные ситуации, в каждой новой ситуации сила зверств и всяческих извращений возрастает, но Жюстина не теряет своей добродетельности даже после стольких издевательств над собой и следует своей цели. "Жюстина" была опубликованна анонимным автором, естественно тогда все без труда узнали в авторе Сада. Церковь его прокляла, а Наполеон чуть ли не расстрелял его (надо заметить, что цитаты, звучащие в фильме не из текста "Жюстины", я читал этот роман и очень хорошо его знаю). Негодование Наполеона в фильме надо видеть, сцена эта настолько смешная, что забываешь, что смотришь драму. Еще бы, маленькому и неуклюжему человечку-тирану читают похабности Сада, от которых тот брызжет слюной и кричит. Отсюда и начинается картина Кауфмана.
Сад содержится в психиатрической лечебнице Шерантон, место к слову реальное, там действительно пребывал в свое время Сад. Молодой аббат Кулмьер (Хоакин Феникс) следит за лечением Сада. Он обставил его палату как дорогую квартиру, и позволяет Саду писать, видя в этом единственно правильное лечение. Прачка Мадлен (Кейт Уинслет), влюбленная в Сада, передает его сочинения на волю, где они в последствии публикуются, чем, как уже сказано выше, кипят ярость в Наполеоне. Тот посылает своего врача, Ройе-Коллара (Майкл Кейн) в Шерантон, для более кардинальных методов лечения.
С сюжетом разобрались, но я не стану описывать происходящее в фильме, а дам только наброски. Идем дальше - Сад. Я никогда не задумывался об образе этого человека до просмотра фильма Кауфмана. Теперь же его образ ассоциируется для меня исключительно с Джеффри Рашем. Его игра гениальна и многогранна, это лучшая его роль. Чувства, эмоции, страсти и гнев потрясающе правдоподобны. Маска грубости скрывает под собой тонкую личность, с возвышенностью чувств и ощущений. "Борьба против Бога", извращенные сочинения во благо его. Насмешка и попытка улучшить человека. При всем желание не получится описать все аспекты созданного Рашем образа. Очень трудная личность: снаружи - извращенная натура, внутри - жаждущая любви и чистоты душа.
"Кто свободен от предрассудков, должен быть готов к тому, что его не поймут", так сказал Лион Фейхтвангер. В этих словах всего лишь малая доля участи Сада. Кульминационный момент фильма - спектакль Сада, нечто вроде кульминации в "Гамлете" Шекспира. Это сатирическое действо смеется не только над персонажами фильма, но и над сегодняшней действительностью. Своего рода наброски влияния, оказанного книгами Сада на нынешний и прошлый века. Знаковые моменты фильма, предупреждение.
Отдельного упоминания заслуживает личность доктора Ройе-Коллара, отлично раскрытая игрой Майкла Кейна. Именно его Сад осмеивал в своем спектакле. Это сатира на некоторых сегодняшних людей. Ройе-Коллару ненависты романы Сада, он не может прочесть похабства в них, но все же он женился на девчушке, младше его лет на сорок, которую забрал из монастырского приюта, лишь с одной целью - наслаждение. Ему нравится срывать плоды невинности, ему нравится окружать себя роскошью, скупать все ценное и дорогое. Но ему не нравится когда над ним так явно смеются, и он попытается изничтожить Сада. Тем временем девочка из монастыря кропотливо изучает "Жюстину" и уже начинает притворять прочитанное в жизнь.
Кто смог понять Сада из персонажей фильма? Никто. У него была жена, которая выполняла все его прихоти, которая была вынуждена мириться со своим позором - она была женой "плохого" человека, светское общество отвергает ее. А светское общество и вес в нем единственное, что ей жизненно необходимо. Но она любит Сада, и слова произнесенные ей звучат очень сильно: "Самое страшное что он сделал - это заставил меня полюбить себя".
В Маркиза также влюблена прачка Мадлен в исполнении Кейт Уинслет - это в какой-то степени образ собирательный, как и образ Ройе-Коллара. Она не очень хочет разобраться в этом человеке, она как дитя, во все глаза смотрящее на что-то новое. В данном случае, новое для нее - его книги. Эротичность и бесстыдность способны захватить, что они и делают с ней. Но она, заметьте, и не собирается претворять прочитанное в жизнь. Это некое восхищение и только. Но книги Сада имеют совершенно разное влияние - это можно увидеть в фильме, а увидев, рассмотреть что-то новое в персонажах фильма. Именно посредством писательства Сада раскрываются характеры в картине.
В большей степени влияние распространяется на аббата Кулмьера. Но он сам об этом и не ведает, в своей игре Хоакин Феникс очень четко это показывает. Человек веры, человек целомудрия, практически сгибается в мире Сада. "Бог! Ваш Бог! Если он сделал такое со своим сыном, то я не представляю, что он сделает со мной!" - слова Сада, от которых аббат начинает сомневаться в болезни Сада. Это выливается в противостояние на уровне эмоций. Два мира, настолько разных в своем внешнем проявлении и настолько похожих внутренне, потому что главная их ценность - человек. Жертв будет много. Жертв гениальности и попытки сломать и улучшить этот мир, и из-за попытки подавить человека в человеке.
Градации безумств одного человека жаждущего писать буквально приковывают и заставляют смотреть во все глаза. У Маркиза отбирают перо, которым он пишет, но он продолжает писать на белой скатерти куриной ножкой, макая ее в вино. У него отбирают ножку, отбирают вино и простыни, и тогда он начинает писать своей собственной кровью. А когда у него отбирают все колющие и режущие предметы, то Маркиз придумывает такой способ, что у всех встанут волосы дыбом. А цель этих безумств то, что вы сами для себя решите понять.
Можно немножечко отвлечься и поговорить о другом. Картина в какой-то степени также и о том, что будет, если попытаться подавить сексуальность в человеке. Если держать под запретом кусочек человека и отвергать и стыдится этого кусочка.
Теперь о людях, работавших над фильмом. Надо ли говорить, что Филип Кауфман здесь царит. Он самобытен в своем изображении буквально всего, а историческая атмосфера - это историческая атмосфера, декораторы поработали на славу. Фильм начинается именно с исторической нотки - в Париже казнят молодую женщину, а толпы зевак кричат и толкаются, чтобы поглазеть, а может, в последствии и поживится чем-нибудь с трупа. Маркиз же, закованный в цепи пишет пером, красными чернилами. Зеркальная сцена той эпохи имеет также немаловажную роль в последующем. Жестокость в реальности разрешается, а жестокость на бумаге нет - почти парадокс.
Но вернемся к фильму, где в концовке этот парадокс проявляется. Сама концовка многозначна, как каждый персонаж фильма. Добродетель и порок, две вещи - существование которых неотделимо друг от друга. Как вы представляете себе мир одной добродетели, или мир лишь одного порока? Как эти два понятия можно разделять, ведь это неизменное и тесно сосуществующие друг с другом в человеке. Человека невозможно понять, невозможно понять его многогранности, если не познакомится и с тем и с другим. Сад был певцом добродетели, да только он выбрал другой путь.
Он знакомит нас с пороком в своих книгах, он исследовал его и отвергает его, рождая в читателях отвращение к пороку, и именно такую цель преследует Сад и в фильме. Аббат Кулмьер понимает, что он боролся против того, что сам пытался сделать и приходит раскаяние. В сумасшедшем доме был человек, который богохульствовал, проклинал Бога, ненавидел его, и все же работал во благо основной его идеи и любил.
"Quills (Перо маркиза де Сада)" (2000) - очень сильное кино, подчеркнуто не-голливудское, гротескное и феерически театральное. Это не только фильм о Маркизе, но и попытка понять, что будет если пытаться подавить искусство и сексуальность. Но в тысячи слов не получится передать всю силу этой картины, и сказать о самом Саде.
(с) Вадим Тухтаров
|