Великобритания, 105 мин.
(c) Baum/Dantine Productions 1975, UK
(c) United Artists Corporation 1975, UK
(c) Настроение Видео 2008, Россия (DVD)
Жанр: политический триллер
Режиссер: ... Ральф Нельсон
Продюсеры: ... Мартин Баум, Пол Хеллер
Сценарий: ... Родни Амату и Гарольд Небензел по одноименному роману Питера Дрисколла
Оператор: ... Джон Кокуиллон
Композитор: ... Стенли Майерс
Монтаж: ... Эрнест Уолтер
Художник-постановщик: ... Джон Хоесли
Художник по костюмам: ... Розмари Барроуз
В ролях:
Джим Кью ... Майкл Кейн
Шек Туала ... Седней Пуатье
Рина Ван Никирк ... Прунелла Ги
Блэйн Ван Никирк ... Рутгер Хауэр
Майор Хорн ... Никол Уильямсон
Вэн Херден ... Рик Де Гувер
Анил Мукарджи ... Сайед Джеффри
Персис ... Персис Рэй
и др.
Премьера в Австрии февраль 1975
Премьера в ФРГ 13 февраля 1975
Премьера в Великобритании апрель 1975
Премьера в Швеции 10 марта 1975
Премьера в Канаде апрель 1975
Премьера в Финляндии 22 июля 1975
Премьера в США 30 июля 1975
В Кейптаунском суде слушается дело политического заключенного Шека Туалы, уже отсидевшего в тюрьме 10 лет. Его адвокат Рина Ван Никирк настроена бороться за свободу своего подзащитного до конца, но к ее немалому удивлению прокурор снимает с Туалы все обвинения и объявляет его свободным. Рина знакомит Шека со своим давним знакомым, также присутствующим в зале суда - английским инженером Джимом Кью, и предлагает всем вместе отметить благоприятный исход дела. Они отправляются в контору Рины, но по пути их останавливает полиция для проверки документов. Шек освобожден досрочно и у него нет паспорта, его снова арестовывают. Рина снова пытается защитить своего подопечного, но один из полицейских просто-напросто бесцеремонно отталкивает ее. Ей на подмогу приходит Джим, завязывается потасовка, звучат выстрелы...
Так совершенно неожиданно для самого себя Джим превращается для южно-африканских властей из добропорядочного английского туриста в преступника и сообщника "кафира" - так здесь называют чернокожих. Шеку, если его поймают, грозит смертная казнь. Теперь у них только один выход - бежать из страны. За поимку беглецов берется майор службы государственной безопасности Хорн, и кажется, что Шек Туала интересовал его еще задолго до драки с полицией.
Режиссировать сие непростое действо был приглашен Ральф Нельсон, а роль активиста Черного Конгресса Шека Туалы досталась Сиднею Пуатье. Это было предсказуемо - Нельсон на тот момент уже поставил несколько картин, освещающих схожие проблемы, а Пуатье снимался у Нельсона в двух фильмах. Их первое сотрудничество в картине "Lilies of the Field (Полевые лилии)" 1963 года принесло Пуатье премию Оскар, и таким образом он стал первым чернокожим актером, получившим эту премию за главную роль.
Майкл Кейн присоединился к этому "звездному" тандему в качестве исполнителя роли британского инженера Джима Кью. Кейну уже приходилось сталкиваться с нелицеприятными и зачастую отвратительными проявлениями режима апартеида, когда в 1963 году он снимался в Южной Африке в фильме "Zulu (Зулусы)". Несколько лет спустя он снова столкнулся с расизмом во время съемок фильма "Hurry Sundown (Торопливый закат)" (1967) в американском штате Луизиана. Так что эта проблема была знакома актеру отнюдь не понаслышке. Майклу Кейну всегда были глубоко противны подобные настроения в обществе, поэтому сразу же, как только у него появился шанс сыграть главную роль в фильме, направленном против расистского режима, он ухватился за него.
Из-за политической подоплеки картины натурные съемки в Южной Африке были невозможны, поэтому в течение семи недель 1974 года съемки проходили в Кении, а эпизоды, не требующие наличия африканского ландшафта на заднем плане были досняты по возвращении съемочной группы в Англию.
"Заговор Уилби" стал первой англоязычной ролью для нидерландского актера Рутгера Хауэра и стал дебютным для английской актрисы Прунеллы Ги. А 1975 году в интервью Film Review она сказала о съемках фильма следующее: "Это был мой первый фильм, я чувствовала себя крайне скованно, и, конечно, это мешало мне работать. Но мне очень помог Майкл, он постоянно отпускал шуточки, по любому поводу. В конце концов мне уже было трудно перестать смеяться и изобразить на лице некое подобие серьезности".
В Кении Майкла Кейна, привыкшего к вниманию публики, прессы и обычных зевак, почти никто из местных жителей не узнавал, зато Сидней Пуатье был местным любимцем, к нему относились почти как к национальному герою. Но во время съемок у обоих актеров имелся вполне осязаемый шанс попасть в заголовки газет, и не только кенийских. У джипа в котором находись Кейн и Пуатье на полном ходу во время съемки сцены преследования сорвалась укрепленная на капоте камера. Она пробила насквозь лобовое стекло и только каким-то чудом не задела никого из актеров.
"Заговор Уилби" вышел в английский прокат весной 1975 года и получил посредственные обзоры кинокритиков, видимо смущенных густой смесью политики и экшена в одном фильме. В своей автобиографии Майкл Кейн написал, что несмотря на столь прохладный прием и небольшие кассовые сборы, он считает фильм весьма результативным, а свое участие в нем - бесценным опытом: "Этот фильм был моей первой попыткой участия в проекте, который условно можно отнести к рискованному жанру "идейных" фильмов. Возможно, он немного опередил свое время, но я очень горд, что снялся в нем".
Спустя более чем 20 лет после съемок в "Заговоре Уилби" Сидней Пуатье и Майкл Кейн снова встретились на съемочной площадке фильма "Mandela and de Klerk (Мандела и Де Клерк)" (1997) - телевизионного проекта, повествующего о последних днях режима апартеида в Южной Африке. Ситуация, сыгранная ими в фильме 1975 года, стала частью истории.
"Заговор Уилби" представляет собой любопытную смесь картины, клеймящий позором и подвергающей резкой критике расизм, экшн-фильма с бегством и преследованием, и истории о становлении дружеских отношений между двумя очень разными людьми, начавшихся с взаимного недоверия.
Картина усердно изобличает политику апартеида, возможно, даже слишком сгущая краски, изображая всех белых жителей Южной Африки, сочувствующих этой политике, злобными садистами. Замечательная игра трех ведущих актеров вместе с достаточно язвительным и местами неожиданно юморным сценарием, делают фильм более чем просто смотрибельным. Майкл Кейн и Сидней Пуатье правдоподобно изображают беглецов, а Никол Уильямсон восхитителен в роли преследующего их майора Хорна. Все вместе они очень гармонично составляют трио, в котором судьбы всех его участников неразрывно связаны.
|
Заговор Уилби / The Wilby Conspiracy (1975), обложка DVD, Россия
Заговор Уилби / The Wilby Conspiracy (1975), обложка DVD, Швеция
Шек Туала - Седней Пуатье
Джим Кью - Майкл Кейн
Рина Ван Никирк - Прунелла Ги
Блэйн Ван Никирк - Рутгер Хауэр
Майор Хорн - Никол Уильямсон
Заговор Уилби (1975) постер, США
|
Режиссер Ральф Нельсон (Ralph Nelson) родился 12 августа 1916 года в Нью-Йорке в семье выходцев из Норвегии. Его увлечение театром началось во время учебы в средней школе, где он в 1932 году участвовал в конкурсе риторики, спонсируемом New York Times. Сразу же после окончания школы он устраивается посыльным в одно из театральных агентств на Бродвее, а позже начинает играть на сцене. Актерский дебют Нельсона состоялся 15 января 1964 года в крошечной роли, позже он играет различные роли в "Ромео и Джульета", "Отелло", "Макбет" и др. иногда совмещая актерскую игру с работой менеджера сцены. Это продолжалось, вплоть до 1940 года. В довоенный период Нельсону посчастливилось работать с такими легендами, как Кэтрин Корнелл и Лесли Ховард.
После начала Второй мировой войны Нельсон вступил в вооруженные сил США и был направлен в летное училище. В армии театральные таланты Нельсона не остались без применения - он участвовал в шоу Ирвинга Берлина "This Is the Army" на Бродвее. Там же, но уже в 1943 году, с успехом шла одноактовая пьеса Нельсона "Mail Call" в рамках агитационной программы "Army Play by Play", получившая впоследствии несколько театральных наград.
В американских ВВС Нельсон дослужился до звания капитана, совмещая боевые задания с работой летного инструктора для новичков. 14 июня 1945 на Бродвее состоялась примера его первой полноценной пьесы "The Wind Is Ninety", в то время как автор все еще номинально состоял на военной службе. Эта пьеса получила награду американской национальной театральной ассоциации. Хотя после демобилизации Нельсон снова появился на Бродвее в качестве актера в мюзиклах "Cabaret" и "Follies", а в последствии и сам продюсировал мюзиклы "The Man in the Dog Suit" и "Look to the Lilies", все более его внимание привлекал новый вид массовой культуры - телевидение. Именно там Нельсон смог реализовать себя в качестве режиссера.
Начиная с конца 1940-х, в 1950-е и в начале 1960-х Нельсон как режиссер и продюсер "приложил руку" более чем к тысяче телепроектов. Когда он обратился к большому кино, его работы преимущественно поднимали непростую тему расизма.
Самым успешным фильмом режиссера по праву считается "Lilies of the Field (Полевые лилии)" (1963) за который он получил оскарную номинацию в категории "лучший фильм", а исполнитель главной роли Сидней Пуатье стал первым чернокожим актером, удостоившимся Оскара за главную роль. Среди других фильмов Нельсона следует отметить комедию "Father Goose (Папа гусь)" (1964) с Кэри Грантом, "Charly (Чарли)" (1968) за роль в котором Клифф Робертсон получил Оскара, и пацифистский вестерн "Soldier Blue (Солдат в синем мундире)" (1970).
В начале 1970-х Нельсон снова вернулся на телевидение, завершив свою режиссерскую карьеру в 1979 году фильмом "Christmas Lillies of the Field", который можно назвать сиквелом его хита 1963 года "Lilies of the Field (Полевые лилии)". Скончался Ральф Нельсон 21 декабря 1987 в Санта Монике, Калифорния, США.
трейлеры на youtube.com...
|