Великобритания, 110 мин.
(c) Acorn Pictures 1983, UK
(c) Columbia Pictures Corporation 1983, USA
Жанр: комедийная мелодрама
Режиссер: ... Льюис Гилберт
Продюсер: ... Льюис Гилберт
Исполнительный продюсер: ... Герберт Оакес
Сценарий: ... Уилли Расселл по собственной пьесе
Оператор: ... Фрэнк Уаттс
Композитор: ... Дэвид Хэнтшел
Монтаж: ... Гарт Кравен
Художник-постановщик: ... Морис Фаулер
Художник по костюмам: ... Кэнди Патерсон
Декорации: ... Джози Макавен
В ролях:
Фрэнк Брайант ... Майкл Кейн
Сьюзен (Рита) ... Джули Уолтерс
Джулия ... Дженен Кроули
Денни ... Малкольм Дуглас
Брайан ... Майкл Уильямс
Триш ... Морин Липман
Тайгер ... Филип Хардвуд
и др.
Премьера в Великобритании апрель 1983
Премьера в Канаде 14 сентября 1983 (кинофестиваль в г. Торонто)
Премьера в США 21 сентября 1983
Премьера в Швеции 8 октября 1983
Премьера в Финляндии 14 октября 1983
Премьера во Франции 25 января 1984
Премьера в ФРГ 4 мая 1984
Простоватая парикмахерша Сьюзен Уайт из Ливерпуля, называющая себя Ритой - так зовут ее любимую писательницу, желает изменить свою жизнь. Для этого она поступает в Открытый университет. Ее репетитором должен стать профессор английской литературы из местного колледжа Фрэнк Брайант, в свободное, а часто и в рабочее время, в компании со стаканчиком виски, предающийся невеселым размышлениям о своем развалившемся браке и неудавшейся карьере поэта. Фрэнк устал от своей преподавательской работы и не очень-то жалует своих студентов, которые, по его мнению, способны рассуждать о литературе лишь академическими штампами и общепринятыми банальностями.
Появление Риты нарушает однообразие будней Фрэнка - она буквально врывается в его кабинет, как дуновение свежего ветерка. Взволнованный ее острыми и импульсивными взглядами на вещи, а также и ею самой, Фрэнк сразу понимает, что при всей нехватке образования, Рита более "живая" чем любой из тех людей, с которыми он имел обыкновение каждый день встречаться в стенах своего колледжа.
*** Внимание! Далее в тексте могут содержаться спойлеры. ***
"Educating Rita (Воспитание Риты)" - очередная интепритация классичесского сюжета "Пигмалиона" Бернарда Шоу - начала свою жизнь, как постановка пьесы Уилли Расселла с Джулии Уолтерс в роли Риты, с большим успехом шедшая в лондонских театрах. Английский режиссер и продюсер Льюис Гилберт приобрел права на экранизацию пьесы и нанял ее автора Уилли Расселла, чтобы тот адаптировал свое произведение для большого экрана.
Проект не внушил особого оптимизма руководству ни одной из ведущих киностудий, как в Англии, так и в Америке. Тогда Гилберт, взяв в кредит необходимые для создания фильма 6 миллионов долларов в различных банках лондонского Сити, самостоятельно приступил к съемкам. Это дало режиссеру некоторые преимущества - он был свободен от многих ограничений, которые предъявляют киностудии к снимающимся на их базе фильмам, и еще, что немаловажно, он сам мог выбирать актеров на главные роли.
"Слухи о том, что об участии в этом проекте велись переговоры с Долли Партон (известная американская кантри-певица и актриса), правда", признался Льюис Гилберт в интервью Films and Filming в 1985 году. "Боссы одной из ведущих американских киностудий, где я показывал сценарий, очень хотели, чтобы Риту играла именно она и предложили мне перенести действие фильма в Америку. Еще одним из условий американских продюсеров было изменение сценария таким образом, чтобы в финале фильма Рита и Фрэнк оказались бы вместе в одной постели. Это так типично для американского кино".
Абсолютная независимость Гилберта от кого бы то ни было при работе над фильмом позволила ему взять на роль Риты Джули Уолтерс, которая успешно играла ее на театральной сцене. На роль профессора-алкоголика Фрэнка Брайанта режиссер пригласил Майкла Кейна. В 1966 году Гилберт и Кейн работали вместе в картине "Alfie (Альфи)", имевшей громкий международный успех и принесшей Майклу Кейну первую номинацию на премию Оскар.
"Со времени "Альфи" Майкл непрерывно развивался и прогрессировал как актер", говорил в одном из интервью Льюис Гилберт. "Он был невероятно хорош в "Альфи", но в "Воспитании Риты" есть моменты, которые тогда, 16 лет назад, он вероятно не смог бы сыграть так, как нужно. С годами его актерский талант все лучше и лучше".
Однако роль Фрэнка потребовала от Майкла Кейна не только актерского таланта, но и некоторых физических перевоплощений - ему пришлось отрастиь бороду и поправиться. "Когда я играл Фрэнка, я базировал этот образ на двух людях, которых я знал", рассказывал позднее Кейн. "Я, конечно, знал, как ведет себя подвыпивший человек, но мой герой был алкоголиком, а это нечто совсем другое. И еще я не имел никакого понятия, как сыграть университетского профессора, который, например, читает лекцию - сам ведь я в университете отродясь не бывал".
|
Воспитание Риты / Educating Rita (1983) - американское издание на DVD
Фрэнк Брайант - Майкл Кейн
Рита - Джули Уолтерс
Воспитание Риты / Educating Rita (1983) - обложка английской VHS
Воспитание Риты / Educating Rita (1983) - обложка английского DVD
|
"Образ Фрэнка-профессора я частично скопировал с моего друга по имени Роберт Болт, который был преподавателем в колледже. Я очень хорошо знал его манеру говорить и объяснять что-то. Когда нужно было изобразить Фрэнка-пьяницу, я представлял себя другим человеком, которого я знал. Так что в образе Фрэнка соединены два человека".
Майкл Кейн полагал, что свести отношения Риты и Фрэнка самым банальным образом к постели было бы просто непростительно. "Если бы Льюис поддался на уговоры американцев, то мы бы имели очередной фильм-клише. Я очень остро чувствовал правильность выбранной им сюжетной линии, в которой вообще не упоминается о чувствах Фрэнка к Рите. Он в нее влюбляется, это ясно, но ни разу не говорит об этом, его чувства остаются за кадром. Так же как и чувства Риты к Фрэнку. Я набрал почти 10 лишних кило веса и отрастил бороду, чтобы исключить даже малейшую возможность того, что Рита найдет моего героя, толстого старого выпивоху, который старше ее на 20 лет, привлекательным в физическом плане".
"Воспитание Риты" снимали в Ирландии летом 1982 года. В течении пяти недель съемки проходили в дублинском Колледже Троицы, пока студенты были на каникулах. Там же, во дворе колледжа с использованием бутафорского снега, была снята сцена свадьбы сестры Риты. Еще пять недель съемки велись в окрестностях Дублина.
В различных интервью Майкл Кейн множество раз повторял, что роль в "Воспитании Риты" - одна из его самых любимых ролей. "Мой персонаж в этом фильме совершенно не похож на меня, более того - он моя противоположность", сказал он в интервью Venice magazine в 2002 году. "Можно сказать, что вплоть до того момента в персонажах, которых я играл, было что-то от настоящего меня, было в них что-то майклокейновское. Самое замечательно в роли Фрэнка для меня то, что этот характер настолько далек от меня, что дальше и представить нельзя. Он дальше от меня, чем все то, что я играл до этого момента, а для актера это идеальный случай. И потом еще Джулии Уолтерс очень мне помогла. Она раньше никогда не снималась в кино, но она играла в этой пьесе на сцене, так что она была, что называется, очень сильно "в образе". Я думаю, что кинообраз Риты ей удался замечательно".
"Воспитание Риты" был выпущена в прокат в Великобритании в апреле 1983 года, сопровождаемый благоприятными отзывами кинокритиков и собрал в прокате около 4 миллионов долларов. В сентябре этого же года картина достигла американского проката. Снова ее входы на экраны сопутствовали положительные отзывы критиков, и за шесть месяцев проката по кинотеатрам Америки она собрала около 15 миллионов долларов. К концу года фильм мнением множества кинокритиков попал в топ-10 лучших фильмов года, что сделало возможным его выдвижение на самые престижные кинематографические награды по обоим сторонам Атлантики.
Майкл Кейн и Джули Уолтерс были награждены премиями Золотой глобус как лучшие актер и актриса в комедии/мюзикле. Также каждый из них получили и по премии BAFTA, а Льюис Гилберт получил BAFTA в номинации "лучший британский фильм". Кейн, Уолтерс и Гилберт были номинированы и на Оскаров, но в этот раз остались с пустыми руками. Оскар за главную мужскую роль ушел к Роберту Дюваллу за роль в фильме "Tender Mercies (Нежное милосердие)" (1983) - единственному американцу из пяти кандидатов, номинировавшихся в том году. Майклу Кейну предстояло ждать еще двадцать лет до следующей оскарной номинации за главную роль.
Творец и его создание, учитель и ученик, Пигмалион и Галатея, мистер Хиггинс и Элиза Дуллитл. Старый миф, вечная история, давно, казалось бы, выясненные вопросы. Но Рита здесь уже не та Элиза, она не просто простушка с улицы, довольная своей судьбой. Рита действительно хочет учиться, хочет найти "лучшую песню" для своей жизни. И для этого ей приходится самой многое изменить - и в себе и вокруг себя, а многое изменяется само, несмотря не все ее усилия оставить все как есть. Распадается ее брак, она меняет работу, находит новых друзей, открывает для себя мир Шекспира и Чехова, перестает бояться быть самой собой.
Меняется ли что-то для Фрэнка? Обычно же такие истории - это истории о том, как учитель и ученица влюбляются друг в друга, как эта любовь меняет их самих и их мир. О любви в фильме не говорится ни слова. Ни единого слова. Да, похоже, что Фрэнк полюбил Риту, но продолжает пить.
А Рита? Нашла ли она "лучшую песню"? Или Фрэнк прав, и это не лучшая, а просто "другая" песня? Рита-Сьюзан стала другой. Она открыла культуру. Теперь она знает, какие книги читать, какие пьесы смотреть, как правильно писать эссе, какую одежду носить... Стала ли она лучше? Что дает образование?
Вечная история, сыгранная двумя замечательными актерами. Фильм несомненно стоит того, чтобы его посмотреть. И желательно - в оригинале. Говорок Риты необыкновенен. Интонации, произношение - все это не утрировано, а очень естественно (незря фильм рекомендован как дополнительно пособие изучающим английский язык). У фильма открытый финал. И в то же время он ставит не многоточие, а точку. В самом начале Рита, спотыкаясь и подворачивая ноги, идет по университетскому дворику. В финале прямая и свободная она уходит по коридору аэропорта. Она перестала быть Ритой, она стала Сьюзан, самой собой. Или другой, но свободной, имеющей возможность выбора. Стала такой, благодаря Фрэнку. Что будет потом - уже не важно. Она состоялась.
1984 год - номинация на премию Oscar в категории "лучший актер" - Майкл Кейн.
1984 год - номинация на премию Oscar в категории "лучшая актриса" - Джули Уолтерс.
1984 год - номинация на премию Oscar в категории "лучший сценарий-адаптация" - Уилли Расселл.
1984 год - премия BAFTA Film Award в категории "лучший актер" - Майкл Кейн.
1984 год - премия BAFTA Film Award в категории "лучшая актриса" - Джули Уолтерс.
1984 год - премия BAFTA Film Award в категории "лучший фильм" - Льюис Гилберт.
1984 год - номинация на премию BAFTA Film Award в категории "лучший сценарий-адаптация" - Уилли Расселл.
1984 год - номинация на премию BAFTA Film Award в категории "лучшая актриса второго плана" - Морин Липман.
1984 год - премия Golden Globe в категории "лучший актер комедии/мюзикла" - Майкл Кейн.
1984 год - премия Golden Globe в категории "лучшая актриса комедии/мюзикла" - Джули Уолтерс.
1984 год - номинация на премию Golden Globe в категории "лучший иностранный фильм".
1984 год - номинация на премию Golden Globe в категории "лучший сценарий" - Уилли Расселл.
Режиссер Льюис Гилберт (Lewis Gilbert) родился 6 марта 1920 года в Лондоне, Великобритания. Будучи еще ребенком, он принимал участие в качестве актера в различных театральных постановках и даже снимался в кино. Летом 1940-го года, когда Великобритания уже вступила во Вторую Мировую Войну, Гилберт, как человек, имеющий кинематографический опыт, был определен в съемочную группу при американском Военно-воздушном корпусе, помогавшем англичанам отбивать фашистские авианалеты на Лондон.
После войны Гилберт не оставил кинематограф и стал ставить игровые фильмы. Его режиссерским дебютом стал, как ни странно, детский фильм "The Little Ballerina (Маленькая балерина)" (1947). Но к концу 1950-х, применив на практике весь свой накопленный опыт съемки военной кинохроники, Гилберт зарекомендовал себя как режиссер, специализирующийся в основном на военных драмах, лучшей из которых стала "Sink the Bismarck! (Потопить Бисмарк!)" (1960).
В 1961 году, оставив на время военную тему, Гилберт снял снискавшую успех у публики и у критиков романтическую мелодраму "The Greengage Summer (Сливовое лето)".
Картина настолько всем понравилась, что ее даже выпустили в прокат в США, правда, под более "американизированным" названием - "Loss of Innocence".
Но все же настоящий успех Гилберта был еще впереди. Этим безоговорочным спехом, в том числе и в коммерческом плане, стал в 1966 году фильм "Alfie (Альфи)", сделавший из исполнителя роли лондонского плэйбоя Альфи Элкинса Майкла Кейна кинозвезду международного уровня, что признала даже Американская Киноакадемия, номинировав его на Оскар за эту роль, а самому режиссеру, также не обделенному признанием, открыл дорогу к режиссерским креслам более высокобюджетных проектов, чем те, которые ему приходилось ставить прежде.
Одним из таких, не замедливших появиться на горизонте у Гилберта, проектов, стал очередной фильм о похождениях агента 007 Джеймса Бонда "You Only Live Twice (Живешь только дважды)" (1967) с Шоном Коннери. В 70-х Гилберт стал режиссером еще двух фильмов бондианы, но теперь уже с Роджером Муром в роли Бонда - "The Spy Who Loved Me (Шпион, который меня любил") (1977) и "Moonraker (Лунный гонщик)" (1979).
Первой картиной режиссера в 1980-е стала снятая в 1983 году романтическая комедия с элементами драмы "Educating Rita (Воспитание Риты)". Картина была восторженно принята зрителями и критиками. Фильм и его создатели были номинированы на самые престижные кинематографические премии, некотрые из котрых им были присуждены, и по праву считается вершиной режиссерской карьеры Льюиса Гилберта.
Джули Уолтерс блистательно исполняла роль Риты на театральной сцене в пьесе Уилли Расселла "Educating Rita (Воспитание Риты)". Съемки же в одноименной картине стали для нее не менее блестящим кинематографическим дебютом.
На роль Риты, помимо Джули Уолтерс, создателями фильма рассматривалась кандидатура Салли Филд.
По сюжету действие картины происходит в Англии, если точнее - в Ливерпуле, а съемки проходили в Дублине (Ирландия).
В опросе BFI, проведенном в 1999 году с целью выявить 100 самых лучших британских кинофильма 20-го столетия, "Воспитание Риты" был одним из семи фильмов с участием Майкла Кейна в этом списке, заняв 84-е место.
В 2002-м году усиленно циркулировали слухи о голливудском ремейке картины, в котором в главных ролях должны были быть заняты Холли Бери и Дензел Вашингтон.
|