Автор: Борис Богданов (Боб)
На сегодняшний день количество экранизаций одной из самых увлекательных и известных повестей знаменитого Роберта Льюиса Стивенсона "Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда" исчисляется пятью десятками. Сложно даже сказать, сколько их на самом деле, потому что сюжет истаскался до превращения в пыль, и теперь уже мотивы знаменитой книги отчетливо улавливаются и в пародиях, и в комедиях, и в боевиках, которые к самой повести, вроде бы, прямого отношения не имеют.
Но достаточно вспомнить "Чокнутого профессора" и "Доктора Джекилла и милую даму", "Без лица" и "Доктор Джекилл и мисс Хайд", чтобы понять, насколько удачные в кинематографическом отношении образы придумал великий писатель и как сильно завладел умами кинематографистов.Первая же настоящая экранизация книги появилась в далеком 1908, на заре кинематографа, и была, естественно, немой и короткометражной. А релиз последней экранизации запланирован на 2007 год. Стало быть, минуло почти столетие с тех пор, как господа киношники ухватили главное в повести Стивенсона, а именно "единство противоположностей", и год за годом добавляли все больше и больше своего в становящийся все более прозрачным и более восприимчивым к нововведениям сюжет.
Однако если отбросить классические оскароносные шедевры "Доктор Джекилл и мистер Хайд" 1931 и 1941 годов, то окажется, что за последние пол столетия никто не пытался действительно экранизовать книгу, как правило, кинематографисты искали только мотивы и повод для вдохновения. Так было до 1990 года, когда малоизвестный режиссер Дэвид Уикс, работающий, в основном, на телевидении, не решился создать новую, максимально точную экранизацию повести, а на главную роль пригласил великого английского актера, теперь уже сэра Майкла Кейна.
Уикс вообще славится своей так называемой "британской трилогией ужасов", он воспроизвел на телевидении три легендарных британских сюжета ужасов - "Jack the Ripper (Джек Потрошитель)" (1988), "Jekyll & Hyde (Джекилл и Хайд)" (1990) и "Франкенштейна". В "Джеке Потрошителе" главную роль инспектора исполнил Майкл Кейн - это и стало определяющим фактором при выборе Уиксом актера на главную роль в своем новом фильме.
Сейчас мало кто из отечественных зрителей знает о существовании этих трех фильмов. Этот редкий телевизионный фильм совершенно невозможно достать ни на каких носителях, несмотря на участие мировой звезды, этот фильм нигде не упоминается. А между тем, в 1990 году Кейн получил номинации на Эмми и на Золотой глобус за исполнение главных ролей в этом фильме. Стало быть, фильм приняли хорошо. Если бы существовал его киношный вариант, думаю, реакция зрителей была бы еще лучше. И фильм не был бы так незаслуженно забыт.
Впрочем, поговорим о самом фильме. "Джекиллу и Хайду" свойственны все типичные недостатки и достоинства телеэкранизаций. К несомненным достоинствам стоит отнести действительно выдающуюся актерскую игру, прекрасную работу декораторов по воспроизведению Лондона конца 19 века и весьма точное следование повести. Ну, а недостатки типичны - очень слабая зрелищная сторона, дешевизна и экономия во всем, театральность всего происходящего и довольно плохой монтаж.
О последнем скажу особо - фильм теряет изрядную долю привлекательности и кажется несколько скомканным из-за того, что зрителю не дают насладиться ни одной его сценой и обрубают, как правило, на самом интересном месте, возможно, сделано это как раз из-за бюджетных ограничений, но зрителю важен результат, а он неутешительный: едва зритель начинает ощущать тревогу и страх, наблюдая за несущимся по городу монстром, как драйвовая сцена обрывается и нам показывают бал, едва зритель начинает бояться за людей, которых может покалечить Хайд, ему подсовывают готовый результат - примитивные смерти, убогие убийства.
Вероятно, большая часть бюджета пошла на костюмы викторианского стиля и впечатляющий грим для Майкла Кейна, игравшего и доктора Джекилла и мистера Хайда, однако, это не искупает слишком театральной, до смешного неестественной постановки убийств и бесчинств Хайда, так хорошо описанных в книге. Поэтому определение жанра, как "ужасы" не более чем формальность - ничего ужасного в фильме не происходит и даже не подразумевается, намеренно ли, вынужденно ли режиссер очистил ленту от всяких признаков саспенса и создал скорее драматическую притчу о борьбе добра и зла в одном человеке.
Собственно, ему удалось ухватить главную тему Стивенсона о том, что в одном человеке уживаются доброе и злое начало, но стоит только определенному событию в его жизни склонить чашу весов в ту или иную сторону, как равновесие нарушается и тогда какой-нибудь добрый доктор достает скальпель и идет убивать, а вчерашний благообразный отец семейства вдруг убивает топором своих детей. В таком вот фантастическом ключе Стивенсон описал раздвоение личности, часто наблюдаемое у маньяков и убийц, а Уикс это в таком же фантастическом ключе показал.
Что касается работы Майкла Кейна, то она вполне заслуживает всех номинаций, которые он за нее получил. Несмотря на некоторую театральность в игре, перевоплощения Кейн разыгрывает потрясающе, его скупой на эмоции, но изнутри так и трясущийся от волнения и провала работы всей своей жизни, разрывающийся между своими злой и доброй ипостасями ученый доктор Джекилл великолепен. Настоящий английский джентльмен, настоящий интеллигент, который, совершая прорыв в науке, губит не только собственную жизнь, но и жизни многих невинных людей. Кейн блестяще объединил в одном человеке стремление помочь людям, мечту о прогрессе с любовью к женщине, трогательной заботой о стариках-родителях, и беззаветной преданностью науке и гордостью настоящего лорда, тем прекраснее, например, сцена, когда обезумевший от постоянно йборьбы с самим собой доктор приходит к своему врагу-оппоненту и умоляет его о помощи.
Майкл Кейн поднял эту экранизацию над уровнем обычных телепостановок и сделал ее событием в жанре. За последние десятилетия это, пожалуй, наиболее правильная и точная экранизация книги Стивенсона. Не лишенная обычных недочетов, свойственных телепостановке, лента, однако, наверняка приглянется как поклонникам Майкла Кейна, так и классической книге. Дэвид Уикс и Майкл Кейн сделали все возможное для того, чтобы фильм насколько это, возможно, приблизился к знаменитым шедеврам 1931 и 1941-го гг.
|