Великобритания, 104 мин.
(c) Portreeve Ltd. 1986, UK
(c) U.K. Productions Entity 1986, UK (c) MGM/UA Home Entertainment, USA
Жанр: политический триллер / драма
Режиссер: ... Саймон Лэнгтон
Продюсеры: ... Джеффри Рив, Питер Долман
Исполнительные продюсеры: ... Джон Келлехер, Филип Нугус и Джеймс Рив
Сценарий: ... Джулиан Бонд по роману Джона Хэйла
Оператор: ... Фрэд Теммес
Композитор: ... Джон Скотт
Монтаж: ... Роберт Морган
Художник-постановщик: ... Морли Смит
Художники по костюмам: ... Раймонд Хьюджес
В ролях:
Фрэнк Джонс ... Майкл Кейн
Роберт Джонс ... Найджел Хейверс
Синтия ... Фелисити Дин Лорд ... Джеймс Фокс
Сэр Эдриан Чеппл ... Джон Гилгуд
Чарльз Грейг ... Барри Фостер
Билл Пикетт ... Кеннет Колли
Брюс ... Гордон Джексон
Роуз ... Дина Стэбб
Марк ... Джеймс Симмонс
и др.
Премьера в Великобритании 29 мая 1987
Премьера в США 10 июля 1987
Спокойная жизнь Фрэнк Джонса - законопослушного британского подданного, бывшего военного летчика, а ныне процветающего бизнесмена - нарушена известием о гибели его единственного сына Роберта. Незадолго до этого события Фрэнк виделся с Робертом, который работал переводчиком в "русском отделе" службы внешней разведки. Роберт рассказал отцу, что разочаровался в своей работе, где ему приходится слушать и переводить порой ужасающие вещи, что ему надоело быть частью этого тайного мира, и он всерьез подумывает над тем, чтобы уйти из разведки.
По словам Роберта обстановка на службе стала вовсе невыносимой после того, как в рядах разведки был выявлен советский шпион и все, так или иначе входившие с ним в контакт, находятся под наблюдением, в том числе и сам Роберт. Насколько человек, с которыми пойманный агент общался особенно близко, начинают погибать один за другим, их смерти выглядят как несчастные случаи и самоубийства. Понятно, что после такого разговора, Фрэнк не может поверить в выдвигаемую полицией версию несчастного случая смерти Роберта и начинает свое собственное расследование.
Роман Джона Хэйла "The Whistle Blower (Предатель)" был впервые опубликован в 1984 году. Продюсер Джеффри Рив приобрел права на экранизацию этого довольно напряженного политического триллера и пригласил сценариста Джулиана Бонда для превращения книги в сценарий кинофильма. Режиссерское кресло было доверено Саймону Лэнгтону, знакомому с изготовлением картин подобного жанра, но ранее снимавшему только для телевидения.
На роль Фрэнка Джонса Джеффри Рив пригласил Майкла Кейна, годом ранее снимавшегося у него в "Half Moon Street (Улица полумесяца)" (1986). Правда, не обошлось без казусов. Сначала Майкл Кейн отослал обратно присланный ему сценарий, приписав, что роль ему не интересна. И только когда актер получил сценарий снова, на этот раз уже с припиской Рива "читайте роль отца", он понял, что ему предлагают роль Фрэнка Джонса, а не Роберта, как он думал вначале.
В интервью журналу Women's Own Майкл Кейн признался, что фактически только благодаря его участию в проекте, фильм смог состояться. "Я инвестировал в этот проект свое время, что касается гонорара, то он было более чем скромен. Но я чрезвычайно горжусь результатом проделанной нами работы, тем более, что это первый кинопроект Саймона Лэнгтона. Время от времени я снимаюсь у режиссеров-дебютантов. Например, "Billion Dollar Brain (Мозг ценой в миллирд долларов)" (1967) был первым большим кинопроектом у Кена Рассела, а "The Hand (Рука)" (1981) - у Оливера Стоуна. Я полагаю, что Саймона, как режиссера, тоже ожидает большое будущее".
В 1987 году в интервью Sunday Express Майкл Кейн сказал, что огромный гонорар, полученный им за съемки в "Jaws: the Revenge (Челюсти 4: возмездие)" (1987), позволил ему фактически отказаться от гонорара за участие в "Предателе" и ограничиться лишь небольшим процентом от кассовых сборов картины.
Съемки фильма в условиях достаточно небольшого бюджета стартовали в начале 1986 года и велись преимущественно в Чилтенхеме и Лондоне. Руководство разведывательного центра в Чилтенхеме запретило своим сотрудникам любые контакты с киношниками. На съемках фильма Майкл Кейн снова встретился с Гордоном Джексоном, вместе с которым снимался в "The Ipcress File (Ипкресс файл)" (1965) и "Kidnapped (Похищенный)" (1971). Также ему выпал шанс сыграть в дуэте в одним из величайших английских актеров - сэром Джоном Гилгудом.
В 1987 году Майкл Кейн сказал в интервью New York Times, что "Предатель" был очень своевременным фильмом, учитывая мировую политическую обстановку того времени. "Как только мы закончили снимать фильм, разразился скандал Ирангейт, в ходе которого открылся факт, что США тайно продают оружие своим же противникам - иранцам."
"Правительства стран всегда делали и делают нечто такое, чего мы с вами не знаем и не узнаем никогда, и порой это действительно ужасающие вещи. Вот вам повод задуматься над тем, насколько сильно наши правительства манипулируют нами... и сколько из того, чем заняты наши правительства, позволено знать нам, простым гражданам" .
"Предатель" был окончательно завершен к октябрю 1986 года, но в британский прокат попал только спустя семь месяцев, в мае 1987 года. Критики в целом хвалили работу Майкла Кейна, но их мнение относительно самого фильма было гораздо менее оптимистично. В августе 1987 года картина попала в американский прокат, в котором сумела собрать только около полутора миллиона долларов.
Возможно, причиной тому стал откровенно слабый сценарий, а возможно - перенасыщенность кинопроката 1987 года фильмами с учстием Майкла Кейна. В тот год их было еще три - "The Fourth Protocol (Четвертый протокол)", "Jaws: the Revenge (Челюсти 4: возмездие)" и "Surrender (Сдавайтесь)". К концу 1987-го "Предатель" был выпущен на видео, а впервые на DVD фильм появился в Англии в 2001 году.
"Предатель" - бесспорно, заслуживающий внимания фильм, раскрывающий методы, к которым иной раз прибегают спецслужбы, чтобы защитить собственные интересы и сохранить от разглашения нелицеприятные факты о своей деятельности. Беда фильма в том, что он невыносимо скучен. Действие развивается слишком медленно, и к тому времени, когда в события оказываются втянуты непосредственно главные действующие лица - Роберт и Фрэнк - зритель скорее всего уже будет достаточно утомлен затянувшейся преамбулой (однако, возможно, найдутся и те, кому такая неторопливость сюжета даже придется по вкусу).
|
Предатель / The Whistle Blower (1987) - российское издание на DVD
Предатель / The Whistle Blower (1987) - американское издание на DVD
Фрэнк Джонс - Майкл Кейн
Роберт Джонс - Найджел Хейверс
Синтия - Фелисити Дин
Чарльз Грейг - Барри Фостер
Лорд - Джеймс Фокс
Сэр Эдриан Чеппл - Джон Гилгуд
|
Несмотря на это, Майклу Кейну необыкновенно хорошо удался образ огорченного гибелью сына отца, пытающегося докопаться до причин произошедшего. Игра Майкла Кейна - самая лучшая составляющая этого унылого и, в остальном ничем не примечательного, творения.
"Майкл Кейн... на самом деле может создать замечательный образ практически на пустом месте. В остальном фильм посредственен и довольно скучен" - The Guardian
"В "Предателе" Кейн делает все именно так, как нужно, но все его старания тонут в неповоротливом сценарии, напичканном мелодраматическими изысканиями; громоздкий, но при этом не менее устрашающий сюжет, пойманный в ловушку малобюджетного кино" - London Daily News
1988 год - номинация на премию Mystfest в категории "лучший фильм" - Саймон Лэнгтон.
Режиссер Саймон Лэнгтон (Simon Langton) родился 5 ноября 1941 года в Эмершеме, графство Бэкингемшир, Англия. Сын актера Дэвида Лэнгтона, игравшего в семидесятые годы Ричарда Беллами в телевизионном сериале "Upstairs, Downstairs (Вверх, вниз)". На протяжении вот уже нескольких десятилетий, с середины шестидесятых Саймон Лэнгтон работает режиссером на британском телевидении.
Мастер костюмированных драм, Лэнгтон известен главным образом благодаря своим экранизациям литературных произведений, таким как "Rebecca (Ребекка)" (1979) Дафны Дю Морье, "Therese Raquin (Тереза Ракен)" (1980) Эмиля Золя, "Anna Karenina (Анна Каренина)" (1985) Льва Толстого с Кристофером Ривом в роли Вронского. Однако самым известным творением Лэнгтона считается телевизионный мини-сериал по роману Джейн Остин "Pride and Prejudice (Гордость и предубеждение)" (1995) с участием Колина Ферта и Дженнифер Эли, завоевавший благодаря мастерской постановке и великолепной актерской игре признание критиков и широкой зрительской аудитории.
Среди других работ режиссера особого упоминания заслуживает экранизация романа Джона Ле Карре "Smiley's People (Команда Смайли)" (1982), в которой главную роль отставного ветерана британской разведки сыграл легендарный сэр Алек Гиннес. Лэнгтон также снимал отдельные сюжеты для популярнейшего комедийного сериала по произведениям Пелема Вудхауза "Jeeves and Wooster (Дживз и Вустер)" (1991), принесшего мировую славу актерам Хью Лори и Стивену Фраю и приключенческого мини-сериала "The Scarlet Pimpernel (Алый первоцвет)" (2000) по роману баронессы Эммы Орци с участием Ричарда Гранта и Элизабет Макговерн.
Режиссер неоднократно выдвигался на соискание премии Британской академии кино и телевидения, и в 1990 году его телевизионная драма "Mother Love (Мать Любовь)" по роману Лоры Блэк принесла ему эту награду, победив в номинации "лучший драматический сериал". Он также принимал участие в телевизионном проекте "Murder Rooms (Комнаты смерти)", посвященного приключениям молодого Артура Конан Дойла, поставив один из фильмов этой серии "The Kingdom of Bones (Царство костей)" (2001). Последние несколько лет Лэнгтон работал над детективным сериалом "Rosemary & Thyme (Розмари и Тим)" (2003-2006).
|