| "The Children of Men" (2006) - "Тот, кто умрет последним, пусть не забудет выключить свет" | Для режиссера Альфонсо Куарона в кинематографе невозможного нет - в его активе острые социальные фильмы, черная криминальная драма, детская классика, модернистский пересказ Диккенса, дорожная комедия, магическая сказка, ставшая блокбастером. Все его кинематографические работы несут на себе отпечаток мастерства.
Нет ничего удивительного в том, что его последний проект - художественный фильм по роману британской мистической писательницы Филис Дороти Джеймс "The Children of Men (Дитя человеческое)" - несет в себе характерную для урожденного мексиканца черту: надежду.
"Любые мои фильмы отражают мои убеждения", - признается режиссер. "Так что то, что я человек надежды, отражено и в этой картине. У человечества есть удивительный талант к разрушениям... но и к солидарности и способности преодолевать проблемы сообща. "The Children of Men (Дитя человеческое)" - это фильм не столько о разрушительных инстинктах человечества, а о вмешательстве идеологии в суждения и поступки людей".
Альфонсо Куарон не сразу пришел в этот проект. На книгу Джеймс впервые обратила внимание продюсер Хилари Шор, сраженная стилем автора (писательница известна своими криминальными романами, а этот роман - научная фантастика). Она собиралась снять фильм по этой книге еще девять лет назад, сразу после основания продюсерской компании Hit and Run Productions. "Это был самый первый потрясающий материал, который я выбрала", - говорит Шор. "Понятно, что воплощение проекта заняло очень много времени, но это были девять потрясающих лет".
| Альфонсо Куарон, Клэр-Хоуп Эшти и Клайв Оуэн на премьере "The Children of Men", Венецианский кинофестиваль, сентябрь 2006 | Продюсер Марк Абрахам из Strike Entertainment тоже поклонник этой книги. Абрахам стал искать возможности адаптации книги. Права на экранизацию уже были куплены, и Абрахам встретился с Шор. Они договорились работать вместе. Дело пошло, когда за проект взялся номинированный на Оскар режиссер Альфонсо Куарон. "Альфонсо - режиссер уникального таланта, любящий свое дело, с необычным видением. Его участие в проекте подстегнуло нас всех", - говорит Абрахам.
Куарону дали первоначальный набросок сценария, но он едва пролистал его. Позже, во время отпуска, он вернулся к нему. "Сначала я не ощутил связи со сценарием, но потом он начал в буквальном смысле меня преследовать. Я помню, как лежал в Санта-Барбаре на пляже и вдруг увидел этот фильм внутренним взором".
Альфонсо никогда не интересовали технотемы, которые обычно возникают в связи с научной фантастикой или футуризмом. В этом сценарии он увидел прежде всего продолжение проблем, с которыми сталкиваются сегодняшние жители земли. "Я подумал, что этот фильм - прекрасная возможность поговорить о нынешнем времени, пользуясь тем, что действие происходит в "ближайшем будущем". Я не хотел делать картину о будущем - наоборот, это должна быть лента о настоящем, о тех чертах настоящего, из которого возникает наше будущее. Это не есть научная фантастика, - добавляет он. Это фильм-погоня, действие которого происходит в 2007 году".
Куарон обратился к своему партнеру-сценаристу Тимоти Секстону и рассказал ему о своем видении картины. Вместе им удалось усилить образ унылого и грустного мира будущего, где не рождаются дети.
Время действия Джеймс перенесла на тридцать лет вперед, чтобы читателям было комфортно. Авторы сценария уменьшили этот зазор до 22 лет, и вопрос: "А что если?" зазвучал еще более тревожно. В фильме хорошо видны приметы нынешнего времени и грядущего распада.
Подключившись к проекту в начале 2001 года, Куарон стремился отвечать духу наступившего XXI века. "Футуристические" проекты обычно связаны с диктаторами, но в мире, созданным им и Секстоном, совершенно другой вид тирании. "Многие из историй о будущем полны персонажей типа "Большого брата",
| Режиссер Альфонсо Куарон | но мне кажется, тирания сегодняшнего дня выглядит по-другому - теперь она называется демократией".
Секстон и Куарон провели неформальное расследование - они опросили множество людей о том, как они видят будущее нашего мира. В ответах преобладали два элемента: мощная, глобальная миграция и политические игры вокруг нее (статистика показывает, что за последние 10 лет миграция приобрела невиданные ранее масштабы), и, во-вторых, обратный эффект от 300-летнего колониализма. Эти обстоятельства в сочетании с пандемиями, международным терроризмом и глобальными изменениями климата и есть те флаги, определяющие ближайшее будущее, подобное тому, которое описано в "The Children of Men (Дитя человеческое)".
Разумеется, для Куарона и Секстона завтрашний мир глубоко укоренен в мире сегодняшнем. Они протянули эту ниточку из настоящего в будущее - описали мировые события, которые привели к отправной точке сценария - Лондону 16 ноября 2027 года.
Как можно охарактеризовать видение будущего, представленное в фильме "The Children of Men (Дитя человеческое)" - как мрачное или как обнадеживающее? Режиссер считает картину зеркалом нынешнего состояния умов. "Когда мы создавали цепь вымышленных событий, ведущих к началу фильма, некоторые из
| Продюсер Эрик Ньюман | этих событий начали происходить на самом деле - мы включали телевизор и видели то, что вошло в сценарий", - говорит Куарон. "Но я не хочу давать людям никаких подсказок или легких ответов на вопросы, наоборот, я хочу задавать вопросы, заставлять людей задумываться. На мой взгляд, этот фильм - скорее обнадеживающий".
По словам Марка Абрахама, его всегда "привлекали пассивные антигерои - именно это вдохновляло меня в кино семидесятых годов. То, что Тео вынужден кого-то защищать - а именно первую беременную женщину на планете за последние двадцать лет - это четкая и очень драматичная идея. Альфонсо добавил к исходным данным сценария актуальные и злободневные темы".
Куарон называет Тео "человеком, который борется за свое право быть мертвым, который плюнул на свою жизнь". Поэтому он решил бросить своего антигероя в обстоятельства, которые требовали стряхнуть с себя многолетнее бездействие и вернуться к борьбе. Ки дает жизнь следующему поколению, и, защищая ее, Тео получает второй шанс, помогающий ему снова найти в себе силы заботиться о других.
Британский актер Клайв Оуэн, приглашенный на роль Тео, с радостью согласился, потому что его привлек сюжет, его герой и перспектива поработать с Куароном. "Альфонсо потрясающий режиссер, один из немногих, кто считает нужным ходить на все обсуждения костюмов, грима и декораций. Он не терпит ничего, не соответствующего его видению. Альфонсо приехал в Лондон, и мы с ним стали обсуждать этот фильм. Я понял, что у него очень сильное и необычное видение этой футуристической истории. Многие думают,
| Тео - Клайв Оуэн | что это научная фантастика, но когда я прочитал сценарий, я понял, что это нечто совсем другое. Альфонсо взял исходные данные книги и сделал нечто совсем необычное".
Когда Клайв Оуэн впервые ознакомился со сценарием, для него стало очевидно, что режиссер хочет создать необычного героя: человека с неким изъяном, попавшего в эту необычную ситуацию. Это становится особенно ясно из одного эпизода. "Альфонсо - единственный известный мне режиссер, который способен заставить своего "героя" метаться туда-сюда в течение всего фильма, чтобы только отвлечь зрителя от классического понимания героизма", - объясняет Оуэн. "Он хотел поместить обычного человека в необычную ситуацию, но для того, чтобы мы в это поверили, он постоянно выдергивал ковер из-под ног Тео".
Вот что говорит Альфонсо Куарон о герое Оуэна: "Тео - израненный человек. Весь его цинизм - это всего лишь маска, скрывающая его искренность. В начале фильма он - пассивный человек, движимый неправильными мотивами. Но затем он против своей воли вынужден стать героем. Возможность выживания человечества будит в нем все самые лучшие качества его души".
По словам продюсера Марка Абрахама, "когда снимаешь кино в течение восьмидесяти дней, зимой, в Англии - и в каждый из этих дней ты в центре бури - это очень трудно. Мы знали, что съемки будут сложными, но Клайв был к этому готов. Он очень одаренный человек, способный полностью погрузить в роль, и слава Богу, у него огромное чувство юмора".
На роль преданной активистки Джулиан создатели фильма пригласили многостороннюю актрису Джулианну Мур. "Меня в этой роли заинтересовало то", - вспоминает актриса, - "что Джулиан - лидер организации активистов.
| Джулиан - Джулианна Мур | Это достаточно редко встречается в современном кино - я имею в виду, чтобы женщина возглавляла группировку радикалов".
Зрители начинают видеть Тео глазами Джулиан - каким он был и каким мог бы быть. В отличие от Тео, Джулиан сохранила свою преданность случаю, который свел их вместе много лет назад, в то время как Тео сдался и смирился перед неизбежностью. Джулиан пытается добиться равных прав для всех иммигрантов в Британии - это делает ее врагом правительства и преступницей.
Джулианна Мур о Альфонсо Куароне: "Он изумительный режиссер, у него поразительное воображение и умение рассказать историю. В этом фильме мы часто снимали при очень скупом освещении, используя как ручные, так и стационарные камеры - почти как в независимом кино. Мне кажется, это добавляет картине чувство интуитивного. Это темная история, освещенная, тем не менее, светом надежды".
Альфонсо Куарон: "Я видел прекрасные фотографии Земли, сделанные из космоса, с облаками и четкими линиями континентов, но вот тех цветов разных стран, которые есть на политических картах, из космоса не видно. Эти невидимые линии созданы политиками, и иногда они абсурдны. Я должен был задать вопрос, какое мы имеем право закрывать двери перед людьми, которые нуждаются? Об этой сложной проблеме задумываются и в Америке, и в Европе - как обращаться с иммигрантами и беженцами? Это происходит уже сейчас - будущее стучится к нам в дверь. Мне кажется, что все мы, создатели этой картины, считаем, что нужно внести человеческий аспект в социальные и политические проблемы - иногда сочувствие важнее идеологии".
Актеры
| Джаспер - Майкл Кейн |
Выдающийся актер Майкл Кейн сыграл Джаспера, старого друга и наперсника Тео, тоже гражданского активиста. Джаспер все бунтует против системы - этот состарившийся хиппи и политический карикатурист зарабатывает на жизнь продажей выращенной дома марихуаны. Кейн согласился на эту второстепенную роль из-за режиссера: "Я хотел поработать с человеком, который снял "И твою маму тоже" - мексиканское проклятие, не имеющее отношения ни к чьей матери", - объясняет актер. "Альфонсо удивительный человек, и я никогда не играл ничего похожего на роль Джаспера".
"Мне кажется, что Джаспер, особенно в исполнении Майкла - это нравственный центр фильма", - говорит Альфонсо Куарон. "В его сценах много тепла, которого не хватает другим героям. Он не сдался - он борется за эту искру жизни".
Клайв Оуэн образует экранные пары то с Джулианной Мур, то с Майклом Кейном, однако большую часть экранного времени он проводит с новичком - 19-летней лондонской актрисой Клэр-Хоуп Эшти, которая получила роль Ки в результате длительного и тщательного кастинга.
В 2004 году Эшти получила свою первую главную роль - 14-летней беженки Марии в фильме "Отстрел собак". С 12 лет она посещала Центральную театральную школу в Лондоне и играла множество разнообразных ролей на театральных подмостках.
| Ки - Клэр-Хоуп Эшти | Подобно Тео, Ки далеко не та, кем кажется в начале фильма. "Когда Ки постепенно становится самой собой, мы понимаем, что в ее душе гораздо больше слоев, чем мы можем предположить", - говорит Эшти. "При первой встрече это замкнутый, необщительный человек. Но по мере развития событий мы видим, что она очень озорная девушка, настоящая бунтарка, даже слегка легкомысленная - то есть, на первый взгляд, совсем не тот человек, с которым связаны надежды всего человечества. По мере развития сюжета между Тео и Ки возникают отношения отца и дочери".
Клэр-Хоуп Эшти: "Это поразительно - на этом фильме я встретила потрясающих людей, с которыми действительно очень здорово работать. Для меня было сложно имитировать африканский акцент Ки. Работа с Клайвом, Джулианной и Майклом многому научила меня!"
| Люк - Чиветел Иджиофор | Было сложно найти актера на роль Люка, помощника Джулиан. После долгих поисков пригласили Чиветела Иджиофора. По словам режиссера, когда они с Чиветелом обсуждали характер Люка, они поняли, что у них много общих мыслей по поводу этого героя, особенно когда речь зашла о его достоинстве. Одна из основных отправных точек во время любого конфликта между людьми - это защита своего достоинства. Именно это поняли в их группе.
"В этом фильме собрался потрясающий актерский ансамбль", - добавляет сам Иджиофор. "Как только я узнал, что сценарий написал Альфонсо, я понял, что надо соглашаться. Я видел множество его картин, и мне очень нравится его стиль и его творчество".
Чарли Ханнем играет Патрика, еще одного члена организации Джулиан, одного из самых страстных и темпераментных героев этой истории - в нем выражена вся ярость последнего поколения землян. "Патрик - жуткая сволочь", - комментирует Ханнем. "У него доброе сердце, сочетающееся с агрессией солдата, и мне кажется, что его неправильно понимают. Вместо того, чтобы попросить о помощи и найти что-то позитивное, Патрик причиняет людям боль. Злодея очень легко сделать одномерным, но он становится интересным и реальным, если ты пытаешься заставить зрителей ощутить к нему сочувствие и понять его мотивацию".
| Патрик - Чарли Ханнем | Изначально Чарли Ханнему хотели предложить более крупную роль, но в итоге сочли слишком молодым для этого. Молодой британский актер произвел на Куарона большое впечатление, и когда он предложил ему роль, Ханнем с радостью согласился поработать с известным режиссером. "Мне кажется, что нужно соглашаться на все качественные проекты, вне зависимости от масштабов роли", - говорит актер. "Мне предлагали более крупную роль в другом проекте, но я отказался в пользу фильма "Дитя человеческое", потому что мне кажется, что Альфонсо - настоящий гений, способный сделать фильм, которым мы все будем гордиться. Посмотрите на его ранние фильмы - он настоящий мастер, у которого можно многому научиться".
Съемки
Альфонсо Куарон настаивал на том, что фильм должен сниматься в Великобритании, где он снимал "Гарри Поттера и узника Азкабана". Говорит продюсер Марк Абрахам: "С самого начала мы решили, что фильм будет сниматься в Англии, и в конце концов оказалось, что мы были абсолютно правы".
| Координатор "взрывных" сцен Стив Дэнт |
Куарон принял решение снимать как можно более длинные эпизоды, обходясь без ритмичного монтажа, принятого в современном кино. "Мы стремились отрабатывать каждый кадр, весь его потенциал… держать его, пока не поймем, что исчерпали кадр до конца", - говорит он.
Для этого он взял широкие линзы и ручную камеру, чтобы снимать эмоциональную отдачу героев в правильном ритме. От актеров и съемочной группы требовались почти хореографические движения, но в итоге был воссоздан почти документальный стиль. Самые сложные кадры долго репетировались, чтобы избегать излишних дублей. Длинные сцены потом предполагалось сокращать на стадии монтажа, однако такой стиль съемки предполагал отсутствие швов. Главной же целью было заставить зрителей целиком погрузиться в драму Тео и смотреть фильм не отрываясь.
Чтобы добиться поставленных Куароном целей, оператор Джордж Ричмонд в течение шестнадцати недель снимал ручной камерой. В результате получились очень реалистические кадры. По словам Эммануэля Любецкого, "камера стала еще одним человеком на площадке - любопытным и любознательным, следующим за главным героем, временами очень нервным. Это дает зрителю ощущение "реального времени".
Больше всего это очевидно в одном из самых длинных и наполненных действием эпизодов в конце фильма, когда "мы следуем за героями по улицам, на которых идут бои, в осажденный дом, в котором засели борцы за свободу. Из комнаты в комнату, с этажа на этаж - все это снято одним дублем. Я говорил людям, | Съмка военных действий "одним планом" | что я в любой момент могу крикнуть: "Снято!". Но все члены съемочной группы поняли мой замысел и говорили мне, что еще рано кричать "Снято!", - вспоминает Куарон.
На подготовку к финальному эпизоду потребовалось четыре дня. На пятый день было несколько неудачных дублей, но к концу дня сцена "собралась". По словам режиссера, "она получилась даже лучше, чем я думал, потому что по ходу съемок произошло несколько инцидентов, ожививших ее".
Вспоминает Клэр-Хоуп Ашити: "Альфонсо как бы выкладывал сцены слоями, и комментировал действия между дублями, что очень помогало нам в игре. По ходу дела рождалось нечто, отличающееся от первоначальных планов".
Вид и стиль фильма были теми элементами, которые привлекли Майкла Кейна в этом проекте. "Не надо забывать, что эти футуристические фильмы обычно выглядят дорого и гладко, но наш - очень грязный и затененный. Обычно такие картины снимают с рельсовых камер, но мы использовали ручную, и это было внове. Именно это окончательно повлияло на мое решение. Я подумал: "О, этот режиссер способен на многое!".
Некоторые сцены требовали последовательности дублей, которые могли были быть сняты только в определенное время каждого дня. По словам продюсера Марка Абрахама, "было очень трудно снимать в Великобритании в середине зимы, потому что у нас было не так много времени в течение светового дня".
| Оператор Фрэнк Буоно | Все детали сцен прорабатывались перед съемками, поэтому ошибок было мало. По словам Клайва Оуэна, "у нас был потрясающий оператор, который с первого же дня в буквальном смысле ставил камеру в невероятные положения. Он делал изумительные вещи, и все - вручную. Это дает постоянное ощущение присутствия".
Для некоторых особо трудных сцен - например, 12-минутных диалогов и экшна, снимавшегося внутри машины с пятью пассажирами - требовалось разработать особые технологии. В результате была придумана "хитроумная штука" - клетка, которая позволяла камере менять свое положение внутри машины, не заставляя перемещаться пассажиров. Получилась последовательная сцена без разрывов. Компоненты, из которых состояла "хитрая штука", до этого использовались по отдельности, но их никогда не использовали собранными вместе.
Фрэнк Буоно из американской компании Doggie Can был одним из изобретателей этого приспособления - вместе с Куароном и Эммануэлем Любецким. "Клетка позволяла камере оказаться в любом месте машины и поворачиваться на 360 градусов", - объясняет он. "В кадр она не попадала, никаких препятствий для нее не существовало. Она была установлена на платформу, которую водители-каскадеры двигали вперед и назад на том же уровне, что и машина. Оператор, режиссер, помощник оператора и я снимали сцену с операторской станции, установленной на вершине клетки. Со стороны это выглядело очень забавно, но конечный продукт этого стоил".
| Съемка сцены в машине | Одним из пяти актеров внутри машины был Чиветел Иджиофор. "Эту сцену снимали единомоментно, что означало, что наши движения и реакции должны были быть очень быстрыми", - говорит актер. "Наши сиденья были на шарнирах, так что мы могли уклоняться от камеры, передвигавшейся по машине".
Все создатели приспособления уверены, что оно еще пригодится кинематографистам. "Альфонсо задумался над тем, как бы запатентовать эту идею, потому что он считает, что теперь эту штуку будут использовать все!", - продолжает Буоно. "Он очень ею гордится, и мы тоже. Похоже, мы создали фирменный кадр - эту клетку внутри машины".
Места съемок
Одно из самых больших преимуществ съемок в Великобритании - это разнообразная, отчасти противоречивая британская погода. Штормы, бури и резкие порывы холодного ветра, грязь, лужи и облачность - все это требует от кинематографистов особых навыков. Но для серого колорита фильма именно это было и нужно.
Поиск мест для съемок - всегда трудное дело, и съемки в самых оживленных районах Лондона - особо тяжелая задача. После взрывов в британской столице 7 июля 2005 года были введены беспрецедентные меры безопасности, поэтому можно было предположить, что добиться разрешения на съемки в тех или иных местах будет достаточно сложно. Однако многие месяцы планирования вполне окупились, и продюсеры фильма составили список мест для съемок в Сити и Вестминстере, в том числе на Трафальгарской площади и в Сент-Джеймс-парке, саду королевы.
Майкл Шарп объясняет: "Мы разбили эпизоды на маленькие кусочки и стали прорабатывать их по очереди. Альфонсо хотел в первый же день снимать в Адмиралтействе и в Кавалерии, что означало долгий процесс получения лицензии и множество ветеринарных тестов!"
Менеджеры по поиску мест для съемки изучили сценарий и обсудили общие положения с теми, от кого зависело получение разрешения на съемку. После этого Шарп приступил к переговорам о конкретных местах, исходя из всего объема логистики. "Как только мы определились с общим обликом картины, перед нами встала задача объединить все места съемок в мир 2027 года".
| Флит-стрит, Лондон. Здесь происходит первая сцена фильма | Этот мир для большинства обитателей Британии будущего лишен надежды. Большая часть фильма - это поездки Тео в отдаленные и бедные районы. "Богатая" Англия показана только в нескольких сценах. Например, в одном эпизоде Тео проезжает через роскошный частный парк, полный экзотических и домашних животных, которых держат в качестве заменителей детей.
Но большая часть фильма проходит в менее идиллическом окружении. Чтобы найти эти места, съемочная группа много путешествовала по столице Британии и ее окрестностям в поисках заснеженных, лишенных гламурного блеска мест. Это ферма в Хертфордшире, заброшенные доки в Кенте и военные казармы в Хэмпшире.
Первая сцена фильма "The Children of Men (Дитя человеческое)" происходит на лондонской Флит-стрит (традиционное обиталище британской прессы и судов), откуда хорошо видно собор Cв. Павла. Но ощущение того, что это знакомая обстановка, немедленно исчезает, когда в кафе (бывшем пабе) взрывается бомба - через считанные секунды после того, как Тео оттуда вышел. Зрители понимают, что это общество медленно, но неуклонно, деградирует.
Затем Тео похищают - и он оказывается на заброшенном складе, штаб-квартире организации Джулиан. На самом деле, это док в Четхэме в графстве Кент, который использовался по назначению с 1613 по 1984 год. Это историческое место, лучше всего сохранившееся.
| Музей Тейт Модерн, Лондон - бывшая электростанция | Музей Тейт Модерн, национальная галерея современного искусства, "играет" вход в Министерство искусства, владелицей которого является Найджел, кузен Тео. В фильме Найджел коллекционирует шедевры, спасенные из уничтоженных стран, в том числе знаменитого Давида Микеланджело. Тейт Модерн был создан в 2000 году, в здании бывшей электростанции. Он расположен на южном берегу Темзы.
Имение покойного Жана Пола Гетти в Саттоне, рядом с Гилфордом, стало штаб-квартирой для съемочной группы на целую неделю. Там снимались сцены на свежем воздухе, на мощеных дорогах и в лесах. Здесь же снималась гонка на мотоциклах, хотя съемкам помешал проливной дождь и грязь по колено.
Другие места съемок - это бараки Бруневаль на военной базе Алдершот Гаррисон, "сыгравшие" роль КПП беженцев; военная база королевских ВВС в Верхнем Хейфорде, использовавшаяся во время обеих мировых войн и холодной войны и ставшая частью лагеря беженцев, в котором Тео ищет Ки (один из самых длинных эпизодов); Уотеркресс Лайн, в прошлом - часть британской национальной железной дороги между Алтоном и Алресфордом, а сейчас - национальный памятник, паровая железная дорога, по которой Тео едет к Джасперу; и Уимблдон на юге Лондона, место встречи Тео и эмиссаров Джулиан.
В большинстве случаев съемочная группа проделывала огромную работу, особенно с такими местами съемок, как Трафальгарская площадь или Адмиралтейство (расположенное по дороге к Бэкингемскому дворцу через Сент-Джеймс-Парк). По словам Шарпа, "добиться разрешения на съемки в этом месте было особенно сложно, хотя нам требовался всего лишь один день - зимой 2006 года. Это безумное время года из-за всех событий, которые происходят на Трафальгарской площади".
Съемки в общественных местах требуют огромной бумажной работы и хитрой дипломатии, особенно когда речь шла об Адмиралтействе и Трафальгарской площади. По словам продюсера Иэйна Смита, "три секунды на экране требуют нескольких месяцев подготовки".
Особенные усилия требовались во время съемок в "красной зоне" (в лондонском Сити между Уайтхоллом и Бэкингемским дворцом, где много транспорта), особенно в свете терактов 2005 года. Съемочная группа должна была представить четкий график съемок в ограниченное время, причем с учетом непредвиденных обстоятельств и требований безопасности.
Дизайн
| Британия 2027 года | Съемки в сегодняшнем Лондоне представляли для создателей фильма ряд трудностей, особенно учитывая то, что действие картины происходит в будущем. В результате усилий Куарона, Эммануэля Любецки, Джеффри Киркланда и Джима Клэя получился очень печальный облик города.
Британия 2027 года - это распадающееся общество, сочетание традиционных и модернистских элементов полицейского государства. В каком-то смысле это напоминает послевоенный ландшафт, с отсылками к племенному образу жизни, при котором люди пытаются просто выживать. По словам Куарона, "в фильме нет ни одного важного элемента, который не имел бы корней в нашем настоящем".
В каком-то смысле дизайн будущего через 500 лет гораздо проще, чем образ будущего через лет тридцать. Чтобы этот образ стал реалистичным, нужно добиться сплава современных и футуристических элементов. Например, Куарон решил, что одной из используемых в фильме машин станет Фиат Мультипла -
| Транспорт будущего - Фиат Мультипла | его и без того странную форму слегка изменил художественный отдел. Создатели фильма пришли к выводу, что такие обычные предметы, как машины и одежда, не слишком изменились за 21 года. В результате мы видим мир неуловимо другой, который полон небольших изменений и знаков будущего.
Художники-постановщики Киркланд и Клэй должны были создать богато текстурированный мир, в котором будет много места для экшна. По словам Клэя, "это было здорово и очень трудно, потому что нам надо было связать воедино серию кадров, так, чтобы это выглядело естественно, добиться единства сцен. У Альфонсо великолепный глаз на детали, и иногда при создании масштабных картин мы забывали об этих деталях. Но он постоянно напоминал нам о них".
Говорит Майкл Кейн: "Детали - это конек Куарона. Однажды я наблюдал, как он потратил десять минут на то, чтобы разложить на заднем плане открытки, чтобы их было видно в кадре. Для нас это не имело никакого значения, но для него это было важно - из таких деталей складывался облик фильма".
По словам художника-постановщика Джима Клэя, "нам нужно было найти места, подходящие для всех видов действия, которые придумал Альфонсо в своем сценарии. Одной из самых трудных стоявших передо мной задач было соединить все эти куски воедино, так, чтобы это получилось убедительно".
| Интерьеры будущего | Клэр-Хоуп Эшти, самая младшая по возрасту актриса, отмечает: "В мире, который создан в этой картине, самое страшное - это реакция правительства на глобальные изменения. Вместо того, чтобы объединиться и помочь друг другу, все идет по совершенно другой схеме. Это очень пугающая перспектива - весь этот эгоизм и изоляционизм, побеждающий сочувствие и доброту".
Такое видение - результат деятельности режиссера, который весьма мудро выбрал стиль, не комментирующий экшн, а, скорее, наблюдающий за ним - и позволяющий зрителю прийти к собственным выводам. Продюсер Хилари Шор отмечает, что "независимый" стиль, избранный Куароном для этого фильма, дает зрителю возможность установить некую дистанцию между собой и тем, что происходит на экране. "Меня очень вдохновляло наблюдение над работой Альфонсо, потому что он умеет выжать из каждого самый лучший результат - из съемочной группы, продюсеров или актеров", - говорит она. "Он видит вещи, которые кроме него не способен увидеть никто".
По словам продюсера Эрика Ньюмана, "одно из самых сильных мест Альфонсо - это сила его убеждений. Он взялся за очень сложный фильм и ни разу не поколебался".
Говорит Клайв Оуэн: "В моей фильмографии много фильмов, но такого нет. Альфонсо - один из немногих режиссеров, который способен взяться за подобный проект и сделать его уникальным".
Продюсер Марк Абрахам высказывает свои соображения о том, как зрителя воспримут "The Children of Men (Дитя человеческое)": "Мне кажется, что любой великий режиссер заставляет зрителя удивляться. Альфонсо Куарон - не исключение. Я уверен, что зрители смогут погрузиться в его искусство и любовь к кино".
И наконец, сам Куарон надеется, что его картина о ближайшем будущем вызовет споры о множестве вопросов - которые и так задаются в газетных заголовках сегодняшнего мира. "Я не хотел снимать фильм, который бы закончился финальными титрами. Наоборот, он должен только начинаться после финальных титров".
|