Автор: Алекс Экслер
Фильм начинается со страданий юного Уолтера (Хэйли Джоел Осмент), которого непутевая мамаша везет к его "дядям" - на все лето. Уолтер никогда не видел своих дядьев, да и вообще - в первый раз о них услышал, поэтому парню как-то не сильно хочется все летние месяцы провести в компании бог знает кого. Но мамаша настроена решительно: она, сынок, должна обязательно поучиться в юридическом колледже, сынок, ты понимаешь, сынок? Поэтому ты, сынок, поживешь немного у дядюшек, а мамочка будет грызть гранит науки...
На самом деле мамочка собирается вовсе не грызть и вовсе не гранит науки, потому что уже запланировала поездку в Лас-Вегас со своим любовником, но юный Уолтер уверен, что мама не может обманывать, поэтому покорно едет к своим "дядям"...
Мамочка, впрочем, проговорилась, что "дяди" - не родные, а двоюродные, да и, кроме того, они вообще довольно странные типы, которые всю жизнь пропадали черт знает где, не давая о себе знать родне, а под старость вдруг объявились в родных краях с кучей денег, причем откуда у них такие суммы - никто не знает. Ты, сынок, говорит мамаша деловито, разузнал бы, где именно старые хрычи прячут свои миллионы, потому что денежки, сынок, они никогда не лишние, ведь мы совсем небогатые...
Старые хрычи - Гарт (Майкл Кейн) и Хаб (Роберт Дювалл) - встретили автомобиль с родственниками неприязненно. По правде сказать, они чуть было не пальнули в них из ружья, и только дикие крики мамаши, настаивающей на своих родственных правах, отвели беду. Впрочем, известие о том, что мальчишка поживет на их ферме все лето, также не встретило у стариков должного понимания. Более того, они проворчали по этому поводу что-то совсем нелестное и для мамаши, и для Уолтера, однако напрямую не отказали, поэтому Уолтер остался на ферме, а довольная мамаша рванула навстречу своему "юридическому колледжу" в Лас-Вегасе...
Старички, как сразу стало понятно Уолтеру, были с большим приветом и прибабахом, причем в прямом смысле слова. Они находились в каком-то своем собственном мире, понятном и комфортном только для них двоих, и посторонним с ними общаться было практически невозможно. При всех своих предполагаемых богатствах пенсионеры жили достаточно бедно: в захудалом домишке, в котором не было ни телевизора, ни даже радио. А любимым развлечением Гарта и Хаба с точки зрения прибабаха была стрельба по коммивояжерам, которые, прослышав о том, что у хрычей водятся деньжата, в изобилии посещали их уединенную ферму.
Впрочем, иногда старики все-таки тратили деньги на собственные развлечения, но тоже весьма экзотическим способом: например, как-то раз они заказали доставку на ферму настоящего африканского льва. Просто Хабу и Гарту захотелось поохотиться...
Кроме того, старина Хаб был еще и лунатиком: он выходил по ночам из дома, подходил к пруду и сражался там с воображаемыми противниками. Уолтер постоянно наблюдал за ним, и как-то раз Гарт рассказал мальчику о том, с кем и как сражался Хаб тогда, когда они были молоды и искали счастья в экзотических странах, где шейхи, евнухи и принцессы попадались значительно чаще, чем коммивояжеры...
Милый фильм. На мой взгляд, чуть-чуть более сентиментальный, чем нужно, однако создатели все же не перешли ту грань, за которой начинаются слюнявые розовые слоны, порхающие над цветущим лугом. И не перешли прежде всего благодаря исполнителям главных ролей - блистательным Майклу Кейну ("Отпетые мошенники", "Тихий американец", "Безумные подмостки") и Роберту Дюваллу (Том Хейган из "Крестного отца"). Кейн играет Гарта - доброго и веселого старикана, который в дуэте Хаб-Гарт вовсе не ведет первую скрипку. Он восхищается своим братом, он бережно хранит воспоминания (или легенды) о том, каков Хаб был в молодости, и он готов поделиться своими воспоминаниями (или легендами) с парнишкой. Кейн, как всегда, великолепен - море спокойной и мягкой иронии без тени слащавости.
Хаб - совсем другой. Он суров, неулыбчив и вовсе не склонен делиться какими-либо воспоминаниями. Он живет прошлым, а настоящее его интересует достаточно мало. Роберт Дювалл сыграл Хаба очень точно: строго, скупо, но тем не менее сумев нарисовать весьма характерный образ. Особенно хорошо у него получился момент, как под воздействием Уолтера Хаб начинает понимать, что с наступлением старости жизнь еще не заканчивается...
В фильме отлично сделан момент, как брюзгливые стариканы постепенно меняют свое отношение к Уолтеру. Никаких слезинок, внезапно вскипающих в уголке глаз, никаких сдавленных рыданий и фраз прерывающимся голосом: "Иди сюда, сынок, приди в мои объятья"... Просто старики поняли, что сын этой придурочной и подловатой родственницы так же одинок, как и они. И старики принимают парнишку в свою компанию так, что это никак не вредит ни их достоинству, ни достоинству Уолтера.
Уолтер в исполнении пронзительно-плаксиво-тоскливого Хэйли Джоела Осмента - вопрос особый. Вообще, в "Искусственном интеллекте" и в "Заплати другому" Осмент меня безмерно раздражал - именно своей пронзительной тоскливостью. Но здесь паренек уже заметно подрос, тоскливости стало меньше, и, как результат, уже почти не раздражает. Но и не восхищает. Я бы на месте Хэйли Джоела предпочел увидеть кого-нибудь поживее, однако это выбор режиссера и продюсеров - будем его уважать. Тем более я не могу сказать, что Осмент сыграл плохо. Нет, сыграл вполне прилично. Мальчик как мальчик. Однако он меня не тронул. Меня тронули крутые стариканы. Они - просто блеск!
Резюмирую. Вполне симпатичное семейное кино. Слегка детское, но многим взрослым тоже понравится. Не шедевр, но я рад, что его посмотрел. С Кейном и Дюваллем плохого фильма быть просто не могло...
|